Иномарки в России могут подорожать с нового года из-за того, что Минфин решил проиндексировать утилизационный сбор на такие автомобили на 15%.
Таким образом правительство хочет пополнить федеральный бюджет в 2018 году более чем на 28 миллиардов рублей. Общие поступления утилизационного сбора в федеральный бюджет в 2019 году составят 259,8 миллиарда рублей, а в 2020-м — 267,9 миллиарда рублей.
Автомобилей, в том числе и иностранных марок, производимых на территории России, это повышение не коснется. Считается, что это поможет отечественному автопрому, так как снизит конкуренцию со стороны ввозимых зарубежных авто.
Протекционистский эффект от предлагаемого повышения утилизационного сбора будет минимальным, если вообще не отрицательным, анализирует шеф-редактор журнала «Автомир» Иван Владимиров.
«На российском авторынке сейчас установилось равновесие, но оно очень неустойчивое. И любые резкие шаги, наподобие упомянутого, могут сместить чашу весов. В Минфине, конечно, полагают, что эта чаша наклонится в сторону, благоприятную для федерального бюджета и отечественного автопрома. Но это совсем не очевидно», — сказал он «Ридусу».
Очевидно же то, что повышение утилизационного сбора на «настоящие» иномарки автоматически приведет к сокращению их ввоза в Россию. Но производители, чьи заводы уже локализованы в России, от этого выиграют совсем мало.
«Посмотрите: почти все массовые модели — „Форд“, „Ниссан“, „Тойота“, „Рено“, „Мазда“ (во Владивостоке) — уже производятся в России. Из „европейцев“ не пришел пока сюда только „Мерседес“, но и эта компания уже строит местный завод. Количество ввозимых из-за рубежа легковых автомобилей в Россию падает каждый год», — говорит Владимиров.
Может получиться, что, вопреки калькуляциям Минфина, прибавка от 15-процентного роста сбора за утилизацию перекроется физическим падением импорта автомобилей на еще большую цифру. И тогда вместо прибавки к бюджету государство получит убыток.
Утилизационный сбор был введен в 2012 году одновременно со вступлением России в ВТО.