Знаете, в чем преимущества и недостатки вступления страны в Европейский союз? С одной стороны, ваша страна получает некие инвестиции, усиливается контроль над коррупцией и правовыми механизмами. Но с другой стороны, в качестве страны Евросоюза ваша страна тупо подчиняется общим решениям без малейшей возможности защитить свои интересы.
Расскажу вам на примере Израиля, который никогда не стремился в Евросоюз, не имея в этом никакого интереса. Оставим даже не решенный конфликт с палестинцами, это могло бы стать препятствием для вступления, но с другой стороны Кипр с оккупированной Турцией половиной острова прекрасно вступил. Так что если есть желание, то проблемы решаются. Но у Израиля ситуация абсолютно другая. В плане экономики Израиль больше связан с США, чем с Евросоюзом, а в плане глобальной политики связь с США и вовсе абсолютная. Кроме того, Израиль имеет договора о свободной торговле как с Евросоюзом, так и с США и Канадой. Уровень жизни в Израиле соответствует Франции, Германии и превысил Италию и Испанию. Тогда задается вопрос — зачем?
Подчиняться какому-то коллективному мнению 27 стран Евросоюза, причем их решения могут не отвечать собственным интересам Израиля. Взять антироссийские санкции — Израиль высказался против войны, но санкции не поддержал и прекрасно продолжает торговать с Россией. Таких примеров множество.
А я теперь я вам на личном примере покажу, чем «изолированное» государство, живущее по своим законам и никому не подчиняющееся может быть проблематичным.
Если в Европе есть некий порядок, и все ему следуют, то в Израиле власти что хотят, то и творят. Жаловаться вам некому. Израиль не подчиняется ни ЕСПЧ в Страсбурге, ни международному суду в Гааге, ни комиссиям по правам человека ООН. На всех наплевать, если выразиться простыми словами. Как сами решили, так и будет. Рашили бомбить Сирию — разбомбили, решили вести войска в Ливан — тоже не спрашивают ни у кого разрешения.
Хотел я взять в Израиле машину в прокат и дней пять прокатиться по стране. Я всегда так делал в прежние годы. Аренда тут недорогая, можно найти за $25−30 в день, дороги хорошие, инфраструктура на уровне Европы и США. И вдруг, впервые за все 32 года моей жизни тут цены на аренду взлетели до $120−150 за самую дешевую маленькую машину. Внизу скриншот стоимости аренды на 5 дней, можете посмотреть.
© puerrtto/dzen.ruПочему даже в Лондоне, Париже или Нью-Йорке прокат машины дешевле? Что случилось эдакого, что вдруг в Израиле решили вздернуть цены проката в пять раз?
Стал я разбираться. Оказалось, что за время коронавируса прокатные фирмы сильно попали на деньги, десятки тысяч машин полтора год стояли, ведь туризма не было. Владельцы прокатных фирм решили большую часть машин продать, чтобы компенсировать убытки. А теперь, когда коронавирусные ограничения сняли и туристы приехали, то оказалось что машин не хватает. По законам рынка цены поднялись в четыре-пять раз, поскольку на каждую машину было несколько желающих взять ее в прокат.
В Европе все вышло абсолютно иначе. Там общим решением Евросоюза было решено компенсировать сфере туризма их убытки в полном размере. Прокатные фирмы если и продавали часть автопарка, то лишь частично, им во избежании банкротства не надо было продавать весь автопарк, им ведь государство выдало компенсации. А в Израиле прокатчики не получили ничего, поэтому и выкручивались как могли.
Сейчас, после отмены коронавирусных ограничений, в Европе цены на прокат машин обычные для летнего сезона, а в Израиле натуральный грабеж. Еще можно добавить, что в Евросюзе очень сильный антимонопольный комитет, следящий, чтобы не было мафиозного сговора и искусственного завышения цен. А в Израиле такого комитета нет, точнее есть, но лишь одно название. Поэтому, израильские прокатные фирмы договорились поднять цены в 4−5 раз одновременно и если взглянуть на сайты прокатных компаний, там разброс цен в пределах 5%. Это указывает на сговор, но жаловаться некому, как они договорились — так и будет.
Я это к чему? Буду пока без машины, мне 150 долларов в день не по карману.