Военное дело Технологии

Назло F-35: Турция создала собственный истребитель пятого поколения

0 2740

Пока Европа судорожно сучит ногами, пытаясь раскрутить маховик милитаризации и вспомнить о былой военной мощи, на стыке Европы и Азии давно набирает силу новый игрок глобальной политики с не менее глобальными претензиями. Зная о тоске Турции по имперскому прошлому и амбициях её лидера Реджепа Тайипа Эрдогана, Запад предельно осторожно относится к любым поставкам современного оружия данному неевропейскому члену НАТО. Понимая это, Анкара делает ставку на собственный ВПК и отечественные технологии. И это у неё получается.

На фоне сохраняющейся неопределённости с поставками американских истребителей F-35 Турция успешно занимается самостоятельными разработками боевого самолёта пятого поколения.

Турецкий ответ F-35

В сентябре 2025 года Турция прошла решающий этап аэрокосмических амбиций. Второй прототип отечественного истребителя пятого поколения KAAN вошёл в стадию системной интеграции. Об этом говорится в отчёте руководства компании-разработчика Turkish Aerospace Industries (TUSAŞ).

KAAN. © Turkish Aerospace Industries

Такой прогресс подчёркивает решимость Анкары занять место среди избранных стран, осваивающих передовые технологии малозаметных истребителей, встав в один ряд с США, Китаем и Россией. Данное достижение — не просто символический шаг. Оно отражает более широкую стратегическую цель Турции — создать в следующем десятилетии суверенный военно-воздушный потенциал, не ограниченный зависимостью от западных поставщиков после исключения из программы F-35.

«Хан»

Истребитель KAAN («Хан») разработан в рамках инициативы «Национальный боевой самолёт». Машина представляет собой самую амбициозную аэрокосмическую программу Турции на сегодняшний день. Созданный компанией TUSAŞ истребитель предназначен для завоевания превосходства в воздухе, нанесения высокоточных ударов и ведения сетецентрической войны.

KAAN включает в себя такие атрибуты истребителя пятого поколения, как радар с активной фазированной антенной решёткой (АФАР), передовую авионику, поддержку искусственного интеллекта и функции малозаметности.

Первый прототип успешно осуществил два испытательных полёта в 2024 году, предоставив важные данные о характеристиках, которые легли в основу усовершенствованной конструкции второго и третьего прототипов, находящихся в настоящее время в стадии сборки.

TUSAŞ подтвердила, что будет изготовлено до шести прототипов для проведения комплексных испытаний, а первые полёты усовершенствованных вариантов ожидаются весной 2026 года.

Своё всегда лучше

Преимущества KAAN заключаются в сочетании скрытности, интеграции местных технологий и суверенных производственных мощностей. Причём в стратегическом плане это ответ Турции на такие платформы, как американский F-35, китайский J-20 и российский Су-57.

Су-57. © wikipedia.org

В отличие от иностранных решений, KAAN обещает Анкаре полный контроль над модернизациями, системами миссий и экспортной политикой, укрепляя стратегическую автономию Турции.

Ориентация на экспорт

Пока конкуренты выигрывают от более крупных промышленных баз, KAAN использует расширяющуюся аэрокосмическую экосистему Турции, которая поставляла на международные рынки беспилотники Bayraktar TB2 и Akinci. Обязательство Индонезии приобрести 48 летательных аппаратов демонстрирует экспортный настрой турецких производителей. О заинтересованности заявляют Пакистан, Азербайджан и даже некоторые государства Персидского залива.

Для стран, ищущих альтернативы за пределами оборонной экосистемы США или России, KAAN может стать жизнеспособным вариантом, особенно для Военно-воздушных сил, стремящихся диверсифицировать поставщиков и избежать зависимости от западных экспортных ограничений или российских санкций.

Для Турции такие возможности усиливают сдерживание в нестабильной региональной обстановке, наращивают превосходство в воздухе над потенциальными противниками и меняют баланс сил в Восточном Средиземноморье, на Ближнем Востоке и за его пределами.

Больше, чем просто истребитель

Программа KAAN отражает более масштабную трансформацию оборонной промышленности Турции, которая в последние годы превратилась в один из самых динамичных и диверсифицированных секторов. Вместе с TUSAŞ в программе активно участвуют компании ASELSAN, Roketsan и Havelsan, предоставляющие передовую авионику, бортовые компьютеры, радиолокационные технологии и системы вооружения нового поколения, оснащающие KAAN возможностями воздушного боя и высокоточных ударов.

Разработка силовой установки осуществляется при поддержке компаний TRMotor и TEI, задействованных в поиске собственного решения в области двигателей, что гарантирует независимость самолёта от внешних ограничений. Объединяя государственное финансирование с частными инновациями, Анкара создала мощную промышленную базу, способную проектировать и производить передовые системы для сухопутных, воздушных и морских целей.

KAAN находится на вершине эволюции, интегрируя разработанные отечественными компаниями технологии в единую платформу и выступая катализатором дальнейших инноваций. Проект не только укрепляет оборонную независимость Турции, но и повышает её конкурентоспособность на мировом рынке вооружений, где Анкара добилась заметных успехов в экспорте беспилотников.

KAAN. © Turkish Aerospace Industries

Таким образом, KAAN — больше, чем просто истребитель. Самолёт символизирует новую промышленную зрелость и способность оборонной экосистемы Турции решать самые сложные задачи в аэрокосмической отрасли.

С точки зрения бюджета программа KAAN получает значительное государственное финансирование, поскольку Анкара позиционирует её как одну из флагманских оборонных инициатив. Прогнозируется, что ВВС Турции потребуется около 148 самолётов, хотя пока неясно, учитывает ли данная цифра планируемое приобретение самолётов Индонезией.

Дорожная карта разработки предусматривает поэтапное наращивание возможностей и переход от стадии прототипа к полномасштабному серийному производству. При этом первые поставки ожидаются до конца десятилетия. Поэтапный подход призван распределить финансовую нагрузку во времени и снизить технологические и промышленные риски.

Последняя веха в программе KAAN — это больше, чем просто техническое достижение. Она символизирует становление Турции как реального конкурента на мировой арене истребителей пятого поколения. Сочетая национальные инновации со стратегическим прогнозированием, Анкара готовится не только модернизировать собственные ВВС, но и стать экспортёром современных боевых самолётов.

Системная интеграция второго прототипа — решающий шаг к серийному производству, демонстрирующий, что Турция стремится формировать будущее в области воздушно-космической обороны на собственных условиях.