«Остаюсь убеждённым монархистом…».
Без года и двух дней сто лет назад, 23 июля 1926 года, в Москве, в возрасте 78 лет умер великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов — живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. После революции изо всех сил пытался спасти от разрушения русские храмы и памятники.
«Новая Русь, — писал Васнецов в революционном 1906 году, — мне не по сердцу, это духовное декадентство. Ни один народ в мире не относился так самоубийственно к своей Родине!»
Своё политическое кредо Виктор Михайлович в 1907 году выражал так: «Я, как был, так и доселе остаюсь убеждённым монархистом на исконных русских началах, т. е. стою за православную веру, за самодержавного неограниченного царя и за великий русский народ и его господство в Русском государстве и к сему подлинному моему „credo“ не нахожу нужным прибавлять никакого „constitutio que“».
«Красота составляет основу всех форм мироздания» — так Васнецов определял формулу своей живописи.
Принимал участие в патриотическом движении. Был членом редакционной комиссии «Книги русской скорби». Третий Всероссийский Съезд Русских Людей в Киеве 1–7 октября 1906 г. постановил считать день Покрова Пресвятой Богородицы праздником всех монархических организаций и соорудить для Съездов Объединенного Русского Народа специальную икону Покрова. Икона была выполнена Васнецовым и иконописцем В. П. Гурьяновым и освящена митрополитом Владимиром (Богоявленским) в Успенском соборе Московского Кремля 26 апреля 1907 г., в день открытия IV Всероссийского Съезда Объединенного Русского Народа в Москве (26 апреля—1 мая 1907 г.). Васнецов был автором памятника на могиле одного из вождей монархического движения Владимира Андреевича Грингмута.
Немногие знают, что Виктор Михайлович Васнецов расписывал храмы. Самое главное его творение — роспись Владимирского кафедрального собора в Киеве. Перед началом работ Васнецов изучил не только древнерусское искусство, но и картины мастеров эпохи Возрождения и византийские мозаики для чего специально ездил в Италию. На создание 15 композиций, 30 отдельных фигур и роспись более 2000 квадратных метров стен ушло более 10 лет. Однажды Виктор Михайлович даже упал с лесов с большой высоты, но «Господь сохранил», как говорил сам художник.
Сюжеты его картин отличаются особым русским национальным духом: «Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах… в сказке, песне, былине, драме сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть и будущим… Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».