Авто

Назван главный враг беспилотных автомобилей

0 4735

В начале сентября компания «Яндекс» объявила о начале тестирования беспилотного такси в Москве. Первые машины появятся уже этой осенью в районе Ясенево. Правда, на месте водителя все же будет оператор, который сможет перехватить управление в случае необходимости. Перспективы дальнейшего развития этого транспортного направления обсудили в пятницу эксперты в ходе организованного «Ридусом» круглого стола «Беспилотное движение на автодорогах: дань моде или назревшая необходимость?».

Еще не завтра

Пока ни в одной стране мира нет предпосылок к тому, чтобы настоящие (то есть полностью автономные) беспилотные автомобили появились на дорогах общего пользования уже завтра, считает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. И главным препятствием на их пути является не уровень развития технологий, а непредсказуемые живые водители, пояснил он.

© Александр Родионов / Ridus.ru

Да, уже есть автомобили, которые проехали миллионы километров, есть бигдата накопленной ими информации. И в перспективе, когда на трассе останутся только они, это будет нулевая аварийность и смертность, потому что беспилотники никогда не нарушают правила дорожного движения и следуют правильному алгоритму. Но пока на дороге есть другие люди, вместе их выпускать сложно, — отметил эксперт.

Примерно 95% аварий дает человеческий фактор, и опыт испытаний в США говорит о том, что все аварии с беспилотниками случались из-за действий людей за рулем других автомобилей, добавил он. Так что в текущих условиях для беспилотников нужна выделенная полоса, отделенная от остальных не просто разметкой, а реальным препятствием, например небольшим бордюрчиком. Да и дороги еще не готовы «общаться» с беспилотными машинами: для этого надо устанавливать систему датчиков и так далее.

Беспилотный автомобиль «Яндекса».

© sdc.yandex.com

Но развивать это направление, безусловно, надо, уверен эксперт. По его словам, на горьковском автозаводе уже года три между цехами ходят беспилотные авто. «На закрытой территории это замечательно», — подчеркивает он.

Дорожная инфраструктура не готова

С тем, что существующая дорожная инфраструктура не готова к «нашествию» беспилотных машин, согласен эксперт Союза архитекторов России по градостроительству и территориальному планированию Александр Антонов. В частности, в России улично-дорожные нормативы «застряли» где-то далеко в прошлом и до сих пор нет хорошей инфраструктуры даже для двух традиционных категорий пользователей дорог — пешеходов и автомобилей.

Александр Антонов.

Александр Антонов.

© Александр Родионов / Ridus.ru

И если мы достигли некоторого прогресса в устройствах, которые ездят по дорогам, надо как-то подтянуть и прогресс, связанный с самими дорогами. Появляется новый вид транспорта. И оказалось, что дороги, построенные примерно в 20-е годы ХХ века, не предназначены для движения общественного пассажирского транспорта, а для появления третьего вида транспорта не предназначены вообще, — посетовал эксперт.

По его словам, перестраивать сложившуюся дорожно-транспортную систему, особенно в крупных городах, крайне сложно. И на начальном этапе логичнее включать беспилотники в планы развития новых маршрутов и городов, например тех, которые собираются строить в Сибири.

КAMAZ-1221 ШАТЛ. автопилотируемый электробус особо малого класса. Совместная разработка НАМИ и Камского автомобильного завода.

КAMAZ-1221 ШАТЛ — автопилотируемый электробус особо малого класса. Совместная разработка НАМИ и Камского автомобильного завода.

© wikipedia.org

В крупных населенных пунктах быстрее может появиться беспилотный воздушный транспорт, прогнозирует федеральный эксперт по развитию территорий архитектор-градостроитель Илья Заливухин, потому что на земле придется переделывать всю инфраструктуру, а в воздухе мешает только законодательный запрет на полеты над городом.

Илья Заливухин.

Илья Заливухин.

© vk.com

Мне кажется, это вполне реально, потому что вся технология уже есть. Внизу вся эта система должна быть, конечно, продумана. Транспорт — это инфраструктура, которая обеспечивает определенные задачи передвижения. Если она беспилотная, нужно практически минимизировать количество пилотируемых аппаратов на земле, — рассуждает эксперт.

По его словам, в Москве даже нет полноценной комплексной транспортной стратегии, а то, что есть, не соответствует современным мировым требованиям. В частности, транспортную модель города надо серьезно разрабатывать и увязывать с плотностью застройки. А в России все оторвано друг от друга, и внутри самой транспортной стратегии все фрагментировано. Так что если и появятся в обозримой перспективе в столице выделенные линии для беспилотных авто, то лишь в виде эксперимента, и будут сделаны кусками, как сейчас велодорожки.

Сначала грузоперевозки

Наиболее перспективная сфера для внедрения беспилотных автомобилей — грузовые перевозки, единодушно признали участники дискуссии. Вопрос не в том, будут ли беспилотники свободно передвигаться по российским дорогам, а в том, когда это случится, отметил координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов. Он считает, что коммерческая эксплуатация таких машин может начаться уже в 2025 году.

Петр Шкуматов.

Петр Шкуматов.

© Александр Родионов / Ridus.ru

Лифты когда-то тоже были только с лифтером, и люди поначалу очень опасались подниматься и спускаться в них самостоятельно. Профессия лифтера умерла только в 50-х годах прошлого века, хотя автоматические лифты появились за несколько лет до этого, напомнил эксперт. Та же самая история, по его словам, случится и с беспилотниками.

Беспилотные технологии будут использоваться для очень неплохого бизнеса. Потому что дальнобойщик максимум проезжает по нормативу 550 километров в день, в реальности — в среднем 700 километров в день, а беспилотная тележка может проезжать две тысячи километров в день, — сказал эксперт.

Он отметил, что это дает колоссальное конкурентное преимущество с точки зрения моста между Азией и Европой, и именно поэтому сейчас строят трассу М12. Эксперт допускает, что ее протянут в сторону Китая (до Иркутска или до Читы).

Но пока, видимо, весь этот поток грузов пойдет через Казахстан. Потому что в Казахстане и в Китае дорога уже давно готова, только Россия не построила. Так вот мы сейчас начинаем эту дорогу строить, и первый режим работы беспилотников будет hub-to-hub — от одного распределительного центра до другого. Такая технология уже обкатывается, и я полагаю, что именно сеть платных дорог будет как раз использоваться для первого реального опыта эксплуатации вот этих тележек, — добавил Петр Шкуматов.

Он пояснил, что это будет не какой-то грузовик или другой традиционный транспорт, а «реально контейнер на беспилотной тележке», и он будет двигаться круглосуточно. И даже с безопасной (с точки зрения дорожного движения) скоростью 70 километров в час беспилотники будут проходить 1400 километров в день, с учетом времени на зарядку, а в реальности — 2000 километров в день. Для сравнения, в РЖД сейчас контейнеры проходят около 300 километров в день.

«Челнок» — прототип беспилотного грузовика группы «КАМАЗ» без кабины.

© youtube.com / ПАО «Камаз»

Подсчитано, что, если все это запустится, любой контейнер из Шанхая до Роттердама будет доезжать максимум за девять суток, с учетом морской перегрузки. Сейчас тот же самый контейнер из Шанхая в Роттердам идет от 45 дней, — добавил Игорь Моржаретто.

Но такие беспилотные коридоры из точки в точку — максимум, на что можно рассчитывать до 2030 года, предупреждает Петр Шкуматов. Не стоит ждать, что в обозримой перспективе человек будет нажимать на кнопку и за ним будет приезжать какая-нибудь капсула с алкоголем, где можно весело и приятно провести время в пути.

Это будет именно логистический бизнес. Кстати, Минтранс уже даже какие-то прогнозные тарифы готовил, — подчеркнул эксперт.

И дальнобойщики, по его словам, тоже пока никуда не денутся, потому что режим работы hub-to-hub предполагает, что такой контейнер приезжает в главный распределительный центр, а последние мили до конечного пункта назначения его будет вести уже человек.

Константин Трофименко.

Константин Трофименко.

© Александр Родионов / Ridus.ru

Еще одна перспективная ниша для развития беспилотных автомобилей — каршеринг, считает директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Константин Трофименко. Если автомобиль сам сможет подъехать в любую точку в пределах мили, популярность его резко возрастает, уточнил он.

Ложка меда

С тем, что логистические грузовые перевозки должны быть первыми, согласен депутат горсовета Набережных Челнов от «Партии роста» генеральный директор группы компаний «Далини» Руслан Нигматулин. При этом он считает, что пустить беспилотные автомобили между городами даже на общих дорогах нужно как можно скорее.

Хотелось бы, чтобы Россия была в этом направлении первая. Нам нужно обязательно поторопиться и дать возможность бизнесу делать свое дело. А инфраструктура подтянется, — уверен эксперт. Руслан Нигматуллин.

Руслан Нигматулин.

© Александр Родионов / Ridus.ru

Активное развитие и внедрение беспилотников — это вопрос технологического лидерства, поддерживает руководитель Управления по транспорту Фонда «Сколково» Кирилл Жанайдаров. По его словам, для государственной политики это очень важный аспект. К тому же это целесообразно и выгодно с точки зрения экономики. При этом беспилотнику вовсе не нужны никакие особые условия, уверен эксперт: это такой же автомобиль с четырьмя колесами.

Не надо загонять их в какие-то стойла, коридоры. Их надо учить, — призывает он.

Но учить надо и людей, добавляет эксперт: тому, как взаимодействовать с машиной без водителя, как себя вести пассажиру. По его мнению, свободное движение беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования в России может начаться уже через три года.

«Глаза» беспилотного автомобиля. Лидары, радары и камеры.

© sdc.yandex.com

Эксперт напомнил, что уже есть постановление Правительства РФ № 1415 «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств», которое позволяет в большом количестве регионов испытывать такие машины с человеком за рулем — оператором. А недавно «Яндекс» в АНО «Цифровая экономика» успешно защитил ЭПР (экспериментальный правовой режим).

И там есть два режима эксплуатации: ВАТС-1, когда человек сидит в машине рядышком, и ВАТС-2, когда человека в машине нет вообще. ВАТС-2 будет установлен в Иннополисе и в Сколково. Это условно особые территории. Мы, конечно, отличаемся от города, но движение у нас достаточно активное. У нас есть люди, машины, автобусные остановки, переходы — все то же самое, что в городе, только мы к этому готовы. Мы знакомы с «Яндексом», с самой технологией. У нас люди принимают эту технологию лучше, чем за нашей территорией, — пояснил эксперт.

Автомобили в режиме ВАТС-1 в ближайшее время появятся на улицах Москвы, полагает он.

Кирилл Жанайдаров.

Кирилл Жанайдаров.

© Александр Родионов / Ridus.ru

Утвержден ЭПР, эти машины появятся на улицах вот-вот, потому что это постановление уже прошло общественные слушания, будет подписано премьер-министром Мишустиным. «Яндекс» уже набирает людей в Ясенево. Все поедет, абсолютно точно, — уверен эксперт.

По его словам, Россия — одна из трех стран, наряду с США и Китаем, где можно увидеть беспилотники на дорогах общего пользования. Технология готова, законодательство российское на удивление замечательно подтягивается, и надо помнить, что ЭПР — это эксперимент на три года, это отработка модели будущего законодательства.

Если за три года «Яндекс» покажет, что все замечательно, эти законы будут приняты в реальности. И машины через три года уже реально по российскому законодательству смогут свободно находиться на дорогах, если они покажут в рамках эксперимента, что все будет хорошо. Поэтому я думаю, что этих машин будет появляться все больше и больше. Да, в каких-то отраслях это будет сделать проще ввиду определенных аспектов. Но то, что их станет много, — это факт, — заключил представитель «Сколково».