Для измотанного зубрежкой студента и школьника в борьбе за высокую оценку все средства хороши. Некоторые даже готовы рискнуть здоровьем и поставить на себе эксперимент, раздобыв баночку ноотропов (препаратов, способных стимулировать познавательные способности). Однако благодаря работе ученых из Университета Бэйлора (США), опубликованной в журнале Neurobiology of Learning and Memory, каждый может легко улучшить свои результаты в предстоящих контрольных и экзаменах без приема таблеток и побочных эффектов.
Целенаправленная реактивация памяти
Специалисты провели эксперимент, который доказал работоспособность метода ЦРП (целенаправленной реактивации памяти). Его суть проста: учебный процесс (прослушивание лекции или изучение теории/формул) нужно дополнить «якорем» — легкой, ненавязчивой музыкой или приятным запахом. Тот же якорь вам понадобится ночью, спать придется под его аккомпанемент. Поэтому важно, чтобы музыка или запах были НЕ возбуждающими, спокойными, не раздражали. Вся соль в том, чтобы помочь мозгу во время глубокого сна переместить знания из временного хранилища в долговременное.
Эксперимент
Для исследования ученые привлекли 50 студентов в возрасте от 18 до 33 лет. Их разделили на две группы. Все они прослушивали лекции по макроэкономике на компьютере, но участники первой группы делали это в сопровождении мягкой классической музыки: первой части фортепианной сонаты Бетховена «Лунный свет», первой части скрипичного концерта Вивальди «Весна» и Ноктюрна Ми-бемоль мажор, Op. 9 № 2 Шопена.
Мы исключили джаз, потому что он слишком спорадический и может разбудить. Мы исключили популярную музыку, потому что она основана на текстах и потому может помешать обучению. У вас не выйдет одновременно эффективно читать теорию и следить за текстом песни — просто попробуйте. Мы также исключили шум океанских волн и прочие звуки окружающего мира, потому что их очень легко игнорировать. Поэтому мы остановили свой выбор на классике, — говорит Майкл К. Скаллин, директор лаборатории сна Бэйлора, один из авторов работы.После обучения участникам, занимавшимся под музыку, включили эти же композиции ночью во время фазы глубокого сна (примерно на 15 минут). Студентам из второй группы, которые обучались в тишине, во время глубокого сна включали белый шум.
На следующий день участники прошли тестирование, аналогичное тому, которое применяется на экзаменах. Результаты говорят сами за себя: студенты, спавшие под аккомпанемент Баха, Шопена и Вивальди, выполнили задания в среднем на 18% лучше.
Мы повысили производительность на 18% в тесте на следующий день. Какой ученик не хотел бы получить оценку на 1—2 балла выше? — задает риторический вопрос доктор Скаллин.Ранее «Ридус» рассказал о том, как музыка разных жанров влияет на нас.