В последний день марта в Москве в пятый раз вручали Премию Ассоциации продюсеров кино и телевидения — по итогам 2016-го эфирного года. Награды были розданы в восемнадцати номинациях, в шорт-лист вошло девятнадцать многосерийных картин.
Показательно, что несколько названий из этого списка — кинофильмы, волшебным образом трансформированные под требования малого экрана: «Батальонъ» Дмитрия Месхиева и «Битва за Севастополь» Сергея Мокрицкого попали в номинацию «Лучший телевизионный фильм (1−4 серии)», «А зори здесь тихие…» Рената Давлетьярова получили приз за лучшую работу звукорежиссёра, все вместе — плюс ещё «Саранча» Егора Баранова — они оккупировали категорию «Лучшая работа режиссёра монтажа» (победил «Батальонъ»).
Кадр из телесериала «Батальонъ»
И это, скорее, грустное явление. В то время как в Америке уровень телевизионной продукции повышается благодаря реальной конкуренции с голливудскими лентами, у нас, как мы видим, по-прежнему работает принцип «и вашим, и нашим». К сожалению, весомую прибыль от кинопроката удаётся получить лишь исключительным проектам, отчего киношникам и приходится планировать вторую версию своей картины уже непосредственно для ТВ. И пусть в итоге подобное соревнование чисто телевизионной продукции с «бывшим кино» со стороны выглядит определённо нечестным, продюсерам, что называется, виднее, кого поощрять и за какие именно достижения.
«Батальонъ» соперничал с «Битвой за Севастополь» ещё в трёх номинациях — и в двух из них также одержал победу: продюсеры отметили ещё и работу художника по гриму, а Мария Аронова опередила Юлию Пересильд и Яну Троянову из «Ольги» в борьбе за звание лучшей актрисы года.
Награды «Битвы за Севастополь» не хуже: фильм отмечен за лучшую оригинальную музыку и за лучшую компьютерную графику, а Сергей Мокрицкий заслуженно назван лучшим режиссёром (компанию ему в номинации составляли Николай Булыгин и Максим Полинский, отвечавшие за второй сезон «Мажора», и Алексей Нужный с Игорем Волошиным, поставившие «Ольгу»).
Кадр из телесериала «Битва за Севастополь»
Однако когда дело дошло до главного приза (в коротком формате до четырёх серий), продюсеры предпочли всё-таки не телеверсию кинофильма, а изначально телевизионную «Пьяную фирму», сюрреалистично-маразматичную алкогольную фантазию Григория Константинопольского, взорвавшую под конец прошлого года эфир ТНТ. Свой заслуженный приз получил и Михаил Ефремов, сыгравший здесь, можно сказать, роль мечты. По сравнению с ним ни Андрей Смоляков («Шакал»), ни Константин Лавроненко («Клим»), ни Павел Прилучный («Мажор-2») на звание лучшего актёра телевизионного фильма/сериала, конечно же, не тянули.
«Клим», второй сезон «Мажора» и «София» составили тройку лидеров в номинации «Лучший телевизионный мини-сериал (5 — 24 серии)». Победил «Мажор», принёсший также награду Никите Панфилову как лучшему актёру второго плана (с ним соперничали Василий Кортуков и Максим Костромыкин из «Ольги»). «Клим» в свою очередь взял приз за лучшую операторскую работу, а «Софию», что не удивительно, отметили за работу художника-постановщика и работу художника по костюмам.
Кадр из телесериала «Ольга»
«Ольга» в свою очередь была названа лучшим комедийным отечественным сериалом (отобрав это звание у шестого сезона «Кухни» и третьего сезона «Физрука»), снятом, кроме того, по лучшему сценарию (в этом фильм обошёл и «Пьяную фирму», и «Битву за Севастополь», и «Мажора»).
Дарья Мингазетдинова («Клим»), Татьяна Орлова («Красная королева»), Надежда Маркина («София») проиграли Юлии Хлыниной («Таинственная страсть»), названной лучшей актрисой второго плана.
В категории «Лучший телевизионный сериал (более 24 серий)» были представлены новые серии «Следа» и «Молодёжки», а также сериал «Практика», но победила «Анна-детективъ», историческая детективная сага, снятая для канала ТВ3.
Кадр из телесериала «Анна-детективъ»
Свои специальные призы Ассоциация продюсеров кино и телевидения выделила мастерской Джаника Файзиева во ВГИКе, студии «Главкино» — за вклад в развитие инфраструктуры киноиндустрии, продюсерской компании «Среда» — за достижения на зарубежном рынке, Анне Крутовой и Светлане Чупшевой — за стратегическую инициативу «Кино России». Лучшей докудрамой была вне конкурса признана картина Екатерины Телегиной «Кронштадт 1921», лучшим полнометражным фильмом назвали «Экипаж» Николая Лебедева.
Знаменитый продюсер Сергей Сельянов, Председатель правления АПКиТ, справедливо отметил, что данная премия, несмотря на свою молодость, — это «важная часть индустриальной инфраструктуры», продвигающая и популяризирующая «деятельность российских продакшн-компаний».
Мы отмечаем не только первых лиц индустрии, но и тех людей, без которых кино- и телепроизводство было бы невозможно, так называемый «второй состав». Мы считаем, что это улучшает индустриальное самочувствие: всем приятно, когда коллеги отмечают твою работу. Это крайне важно для отрасли, это даёт стимул всем остальным, и в этом смысле наша премия очень котируется, нам это приятно. Конечно, со стороны виднее, улучается ли качество российского кино и телевидения. Решать зрителям, но мы считаем, что с каждым годом мы активно прогрессируем.Решать действительно зрителям — жаль только, что честных результатов народного голосования премии «Жорж» мы в этом году, кажется, уже не узнаем: похоже, кризис ударил по ней настолько сильно, что организаторы отказались нынче не только от церемонии, но даже и от подсчётов. Продюсерам в этом отношении легче: есть деньги на кино — нашлись и на свою премию.