Экономика

Названы шесть самых узких мест, которые могут подорвать мировую торговлю

0 2232

Пандемия подвергла стрессовой проверке мировую торговлю: карантины и закрытие границ привели к сбоям в цепочках поставок, что вызвало болезненный всплеск инфляции. И хотя последствия эпохи COVID в целом удалось преодолеть, успокаиваться еще рано. Мировая морская торговля сталкивается с самыми серьезными рисками за последние поколения. В их числе геополитические конфликты, торговые войны и перебои в работе ключевых водных путей из-за изменения климата.

Яркий пример — атаки йеменских боевиков-хуситов на грузовые суда в Красное море, по которому проходит кратчайший путь между Европой и Азией. Большинство контейнеровозов идут в обход вокруг мыса Доброй Надежды в Южной Африке, в результате тарифы на перевозки резко возросли, что усложняет борьбу центробанков Европы и США с инфляцией. В феврале агентство Fitch Ratings подсчитало, что проблемы в Красном море, скорее всего, приведут к росту цен на импортные товары из США на 3,5 процентных пункта к концу 2024 года.

Опираясь на данные Clarkson Research Services Ltd., подразделения крупнейшего в мире судового брокера, Bloomberg News выявил шесть «узких мест» — важных кратчайших путей, на которые приходится непропорционально большая доля морской торговли, а также грозящие им риски. У каждого свой уникальный набор проблем, которые могут быстро превратить внезапный форс-мажор в более серьезный кризис.

Для примера агентство предлагает вспомнить контейнеровоз Ever Give, который застрял в Суэцком канале в 2021 году и почти на неделю задержал мировую торговлю на сумму десять миллиардов долларов, или обрушение моста в Балтиморе в марте, что перекрыло доступ в порт, в 2023-м обработавший товары на 80 миллиардов долларов.

Баб-эль-Мандебский пролив

© flickr.com

С арабского это переводится как «Ворота слез». Так его назвали моряки, которые веками становились жертвами встречных течений, непредсказуемых ветров, рифов и отмелей на этом участке воды у входа в Красное море. Сейчас судоходство по водному пути, важнейшему транзитному пункту к Суэцкому каналу и обратно, на который приходится более 15% всей морской торговли в стоимостном выражении, является опасным по разным причинам.

С середины ноября 2023 года поддерживаемые Ираном хуситы, контролирующие северо-западный Йемен, предприняли серию нападений на суда, в том числе атаки с применением беспилотников и ракетные обстрелы. В результате большинство контейнерных линий предпочли маршрут вокруг Африки, что добавило к путешествию почти шесть тысяч миль, или две недели времени в пути. В рекомендательной записке для клиентов от 6 мая компания AP Moller-Maersk A/S отметила, что ее суда используют на 40% больше топлива за рейс, а чартерные ставки в три раза выше обычных.

Малаккский пролив

© flickr.com

Участок, который соединяет Индийский океан с Тихим, на протяжении веков играл решающую роль в торговле и по-прежнему является самым важным морским перевалочным пунктом в мире. Нефть, сжиженный природный газ и другие сырьевые товары попадают в Китай и прочие крупные экономики Азии, а в обратном направлении движутся промышленные товары.

Ежегодно через порт проходит около 94 тысяч судов, многие из которых останавливаются в Сингапуре либо для доставки груза, либо для дозаправки. Это превращает воды островного государства и подходы к ним в обширную стоянку, где огромные танкеры пересекаются с рыболовецкими судами, что повышает риск столкновений. Кораблям часто приходится снижать скорость при прохождении пролива, что облегчает пиратам возможность их захвата.

Кроме того, Индонезия и другие близлежащие места известны своей вулканической активностью. Это повышает вероятность того, что в какой-то момент извержение может вынудить суда изменить курс.

Существуют предварительные планы строительства нового канала, который пересечет южную часть Таиланда, что позволит перевозить нефть и другие важные товары в обход Малаккского пролива. А поскольку арктические морские льды тают, некоторые суда вскоре могут начать избегать пролива, направляясь на север через северную часть России, что немного разгрузит водный путь.

Ормузский пролив

© flickr.com

Возьмите цену на нефть и удвойте ее. Вероятно, это консервативная краткосрочная оценка любого сценария, при котором Тегеран выполняет угрозу закрыть Ормузский пролив. Она повторялась неоднократно на протяжении многих лет, в том числе в 2005, 2008, 2011 и 2019 годах.

Поскольку некоторые крупнейшие экономики мира зависят от нефти, добываемой и поставляемой из региона, Иран вряд ли решится на столь радикальный шаг. Но он неоднократно нападал на торговые суда в регионе, захватывая корабли в качестве инструмента обмена в спорах или для противодействия США и Израилю.

Суда, проходящие через пролив, также уязвимы для мин из-за его небольшой глубины, а близость к суше, в частности к Ирану, оставляет суда открытыми для атак с помощью береговых ракет или для перехвата патрульными катерами и вертолетами.

Датские проливы

© unsplash.com

Около 45% российской экспортной нефти, поставляемой морским путем, проходит вблизи побережья Дании на пути к международным рынкам. Воды здесь относительно неглубокие и в плохую погоду могут быть опасны, поэтому международные морские власти рекомендуют брать опытных местных лоцманов, чтобы проводить суда через этот район.

Риск аварий возрос с 2022 года, когда Россия начала использовать теневой флот танкеров, чтобы обойти «потолок цен» G7 на экспорт российской нефти. По данным Bloomberg, капитаны многих из этих судов все чаще предпочитают проходить проливы без посторонней помощи, что вызывает тревогу у датских защитников окружающей среды.

В марте один танкер из состава теневого флота России попал в аварию недалеко от Дании. Если одно из этих судов вызовет экологическую катастрофу, правительство Дании окажется под сильным давлением со стороны общественности, требующей запретить таким кораблям заходить в датские воды, что потенциально приведет к росту цен на энергоносители.

Черноморские проливы

© pixabay.com

Россия активно использует узкие морские пути Турции через Босфор и Дарданеллы для перевозки нефти и других товаров из портов Черного моря. В прошлом правительство Турции заявляло, что настаивает на четком подтверждении страховки судов, проходящих через проливы. Однако сегодня почти все танкеры, проходящие через них, имеют непрозрачный статус владельца и страховщика — отличительные черты судов теневого флота.

Если произойдет крупный инцидент, который поставит под угрозу туристическую индустрию Турции и стоимость элитной недвижимости с видом на пролив, правительство немедленно перекроет каналы. Так что любая серьезная авария танкера в этом районе будет иметь очень серьезные последствия для мировой торговли сырьем.

Из-за тумана и сильных течений в проливах Босфор и Дарданеллы часто возникают проблемы с судоходством. Лесные пожары вынудили правительство закрыть проливы на два дня в 2023 году, чтобы дать возможность экстренным службам добраться до пострадавших районов.

Панамский канал

© flickr.com

Он питается огромным искусственным озером Гатун, которое позволяет заполнять шлюзы, расположенные ниже, чтобы суда могли курсировать между Атлантическим и Тихим океанами. Изменение климата понизило уровень воды в Гатуне до такой степени, что управляющей компании, которая контролирует транзит, пришлось ограничить количество проходящих судов.

Засушливая погода в прошлом году затруднила движение судов и обошлась грузоотправителям в миллионы долларов. Число ежедневных рейсов начало восстанавливаться с низкого уровня в 21 судно в конце января, и ожидается, что погодное явление Ла-Нинья, ожидаемое в конце лета, улучшит ситуацию. Но ежедневный трафик остается ниже долгосрочного среднего показателя в 35 судов в день, и администрации канала потребуется по крайней мере остаток этого года, чтобы полностью оправиться от засухи 2023-го.