Распад глубоко нелюбимой и недееспособной трёхпартийной коалиции Германии даёт крупнейшей экономике Европы возможность для политического и экономического обновления. Так считает обозреватель Bloomberg Opinion Крис Брайант. Но тут возникает два важных вопроса, уточняет он: сможет ли Германия отложить в сторону политические дрязги и воспользоваться своим золотым шансом, и если да, то что именно она может и должна сделать?
Относительно первого пункта эксперт не совсем уверен. Но вот что касается второго, он не видит недостатка в смелых и разумных идеях. Очевидно, что начать следует с реформирования системы государственного долга Германии, чтобы прекратить отток капитала и надлежащим образом финансировать инвестиции и Вооружённые силы страны.
В то время как лидер оппозиционных консерваторов Фридрих Мерц, скорее всего, станет следующим канцлером Германии, ХДС/ХСС набирает около 32% голосов и не может управлять страной в одиночку. Растущая фрагментация немецкой политики — сначала из-за усиления крайне правой «Альтернативы для Германии», а в последнее время и крайне левого антимигрантского альянса «Сара Вагенкнехт» — делает создание коалиции особенно сложным делом.
Фридрих Мерц. © ru.wikipedia.org
Ориентированный на бизнес и известный своей вспыльчивостью Мерц справедливо исключает возможность партнёрства с AfD в управлении страной. Тем временем дружественные бизнесу «Свободные демократы» показывают настолько низкие результаты опросов, что могут недобрать 5% голосов, необходимых для получения мест в парламенте. Следовательно, следующее правительство Германии, скорее всего, будет представлять собой ещё одну коалицию неудобных соперников, где консерваторы будут править вместе либо с социал-демократами, либо с «зелёными».
После порой сводящих с ума политических неурядиц последних трёх лет вряд ли стоит винить избирателей, что они опасаются возврата к тем же утомительным дебатам и отсутствию политического консенсуса, отмечает автор статьи. По его мнению, Мерц ясно видит угрозы процветанию Германии, но большая часть избирателей всё ещё не в полной мере осознаёт, в каком беспорядке находится страна. У них возникает соблазн рассматривать экономические проблемы Германии как циклические, в то время как на самом деле они носят структурный характер и, следовательно, их трудно исправить.
Не стоит бояться долгов
Сочетание слабого роста производительности, изношенной инфраструктуры и стареющей рабочей силы означает, что экономический рост рискует застопориться на долгие годы. Между тем традиционные отрасли промышленности страны, прежде всего её автомобильные компании, сталкиваются с серьёзными угрозами для своей конкурентоспособности. Даже автогигант Volkswagen AG, который долгое время ставил сохранение рабочих мест выше прибыльности, рассматривает возможность закрытия немецких заводов.
Штаб-квартира Volkswagen в Вольфсбурге. © ru.wikipedia.org
Появляется опасность возникновения порочного круга. Слабый экономический рост и отток капитала приводят к снижению налоговых поступлений, что, в свою очередь, порождает неразрешимые споры, как следует делить экономический пирог. Немцы неоднократно видели это, когда Германия пыталась принять бюджет.
В других странах решение было бы очевидным: занимать больше для финансирования инвестиций. Но этого не произошло из-за долгового кризиса в стране, который ограничивает объём нового долга не более чем 0,35% от валового внутреннего продукта в год, хотя и с некоторой ограниченной гибкостью для учёта чрезвычайных ситуаций и экономического цикла. Это неоправданные ограничения, учитывая, что объём заимствований Германии по международным стандартам невелик, считает Брайант и призывает следующее правительство Германии реформировать систему «долгового тормоза».
Ослабление долгового давления облегчило бы обновление Вооружённых сил Германии, гарантировав, что она сможет должным образом защищать себя и поддерживать союзников. В то время как Берлин в этом году впервые за десятилетия выполнит свои обязательства перед НАТО по расходованию 2% ВВП на свои Вооружённые силы, второе президентство Дональда Трампа усиливает необходимость выполнения Германией своих обязательств.
Другие пути
Если Мерц настаивает на сохранении долгового тормоза, есть другие способы мобилизации капитала. По словам обозревателя Bloomberg, немцы саботируют собственное процветание и корпоративный сектор, размещая миллиарды сбережений на низкодоходных банковских счетах. Хотя недавно свергнутый министр финансов Кристиан Линднер часто был неприятной занозой в заднице коалиции, его идеи по созданию большей культуры акционерного владения и реформированию накопительной пенсионной системы в стране были освежающими, и их не следует игнорировать. К счастью, бывший корпоративный юрист и председатель наблюдательного совета BlackRock Asset Management Deutschland AG Мерц кое-что знает о рынках капитала.
Пересмотр жилищных правил для стимулирования строительства должен стать одним из главных вопросов повестки дня следующего правительства, поскольку Германии катастрофически не хватает необходимых 400 тысяч новых домов в год, а около половины населения по-прежнему не имеет доступа к рынку жилья.
И ещё Берлин должен удвоить свою поддержку стартапов. Малые и средние компании остаются основой немецких инноваций, но число открываемых новых предприятий поразительно мало.
Наконец, новое правительство должно пересмотреть энергетическую политику. По мнению автора статьи, решение трёхпартийной коалиции о закрытии последних трёх атомных электростанций Германии в 2023 году может являться одним из самых провальных шагов в эпоху после воссоединения, даже на фоне обострения климатического кризиса и сокращения импорта российского газа. Возобновление работы этих установок может оказаться технически и политически сложной задачей, но это будет означать признание того, что время робости и ложных компромиссов прошло.