«Не бойся, я с тобой! 1919»
Азербайджан — Россия, реж. Юлий Гусман, в ролях: Полад Бюльбюль оглы, Лев Дуров, Мухтарбек Кантемиров, Бахрам Багирзаде, Михаил Ефремов, Тимур Бадалбейли, Кристина Гюльалиева, Эльдар Гасымов, Игорь Золотовицкий, Анатолий Равикович, Эдгард Запашный.
«Патриоты Азербайджана» похищают Ширин, дочку Теймур-бека, знаменитого композитора и прогрессивного депутата. Рустам, на юге России обучающий мастерству красных кавалеристов, и Сан Саныч, основавший школу восточных единоборств близ Баку, спешат другу на помощь.
Долгие годы фильм «Не бойся, я с тобой!» был несомненным доказательством того, что российский «Оскар» — премию «Ника» — придумал и бессменно возглавляет человек, действительно имеющий отношение к кинематографу. Так-то у Юлия Гусмана есть и другие картины, но именно эта — самая бойкая, самая яркая. Истерн! Конечно, заметно уступающий по популярности «Белому солнцу пустыни», зато и песен больше, и невесту крадут, и тишайший на вид Лев Дуров изображает каратиста, пальцем пробивая железный бак с водой. Лучше всего отношение к той ленте можно выразить словами одного из её эпизодических персонажей, случайно оказавшегося на пути главных героев: «Туда ехали — за ними гнались. Обратно едут — за ними гонятся. Какая интересная у людей жизнь!»
Оставим в стороне вопрос, для чего на свете появляются сиквелы, воспримем просто как данность: спустя 33 года на экраны страны выходит новый фильм с тем же названием, в котором разве что вместо подразумеваемой «двойки» стоит цифра 1919, прямо указывающая, в какое непростое время разворачивается теперь действие.
«Когда Азербайджан в огне, / Я не могу быть в стороне», — страстно декламирует поэт на митинге, посвящённом сложившейся в стране политической ситуации. В подробности нас не посвящают (для этого следует открыть учебник азербайджанской истории), но легко можно понять, что одни хотят, чтобы всё было по-новому, а другие настаивают, чтобы всё оставалось по-старому. Голос разума из уст благородного юноши («В нашей маленькой стране непозволительная роскошь — ненавидеть друг друга») не услышан, и бандиты при помощи местного капитала, продажных блюстителей правопорядка и присматривающих за нефтепроводом англичан готовят государственный переворот — для которого им всего-то и понадобится, что одна бомба да один пулемёт, а дальше все сами, разумеется, разбегутся. Похищение девушки — отвлекающий манёвр, уводящий в сторону от политики не только героев, но и зрителей.
Три друга из первого фильма, понятное дело, уже не совсем те, что раньше: всё-таки возраст. Но то, что поседела голова, вовсе не значит, что одрябли руки! Даже в свои годы Рустам с лёгкостью обезвреживает хулиганов и стоя летит на аэроплане, а Сан Саныч хоть и старается без надобности не двигаться в кадре, но всё также протыкает пальцем полезные предметы (на сей раз, правда, глиняный кувшин). И хотя их главные подвиги неизменно оказываются вне поля зрения кинокамеры, мы, разумеется, с лёгкостью верим, что есть у этих стариков ещё порох в пороховницах — таково уж удивительное свойство кинематографа.
Хуже пришлось Теймуру: он лишён не только бойцовских качеств, но почему-то и песен — музыкальной новую картину совершенно не назовёшь. Единственный потенциальный хит исполняет сын похитителя, тот самый упомянутый выше юноша, не захотевший идти по стопам отца, а отважно перешедший на светлую сторону (его играет победитель «Евровидения» Эльдар Гасымов). А в качестве главного каратиста теперь выступает Тимур Бадалбейли, который помимо прочего повторяет трюк Невесты из «Убить Билла», живым выбираясь из могилы, после чего выигрывает «гляделки» с проголодавшимся волком.
Но вряд ли стоит удивляться тому, что самым симпатичным (пускай и продажным) героем здесь оказывается Михаил Ефремов. Номинально он, скажем для простоты, заменяет Юрского — но если тот в первой ленте был совсем уж на обочине сюжета, то Ефремов привычно «крадёт» у своих партнёров любую сцену, в которую попадает. Если и есть в фильме шутки (тут многое зависит от того, насколько вы вообще способны считывать гусмановский юмор), то практически все они работают именно в его устах. «Ай'л би бэк», «Фром май опен харт» — в лучшем мире именно на них строилась бы вся реклама картины; ну да ничего — ещё настанет день, когда нарезки с этими фразами окажутся на ютьюбе.
Что-то значимое пытается изобразить и другой мхатовец, Игорь Золотовицкий, перевоплощающийся в колоритного бандита, отъявленного мерзавца. Но ему, к сожалению, элементарно не хватает достойного материала, а потому дальше шаржа образ никак не продвигается. Совсем нечего играть и Анатолию Равиковичу, для которого эта работа стала последней. Не будь в цирке тигрицы, не было бы в фильме и Эдгарда Запашного; вовсе без надобности (просто так, по дружбе) здесь появляются поэты Дмитрий Быков и Владимир Вишневский.
Тут как раз пора отметить, что сценарная основа потенциального суперхита оставляет желать лучшего — что неизбежно влечёт за собой и все прочие его беды. Первую-то историю сочиняли всё-таки Дунский и Фрид, наши безусловные классики, запустившие «Экипаж» и русскоязычного Шерлока Холмса. Затеяв продолжение, Гусман самонадеянно положился исключительно на собственные силы — благо те, кто обеспечивал ему финансирование, были не столь строги к качеству литературного материала, как советская редактура. Да, все эти кивки в нашу с вами сторону более-менее работают — и «революция цветов», и «депутатская неприкосновенность», и смелое по нынешним временам высказывание: «Патриоты обычно не просят выкупа. Патриоты обычно отбирают всё». Представители местной «дорожной полиции» спрашивают у проезжающих: «Почему лошадь без номеров?» — а во время растянувшегося обеденного перерыва смачно восклицают: «Долма без айрана — деньги на ветер». Это вызывает смешки, но не двигает вперёд саму историю, которая в некоторых своих частях беззастенчиво скомкана, зато в других — без меры избыточна.
Впрочем, любому будет очевидно, что этот фильм делали, конечно, не для критиков. Но в то же время и не для зрителей (с чем, правда, создатели ленты ещё могут поспорить). Вторая, запоздавшая на три десятилетия часть «Не бойся, я с тобой!» снималась в первую очередь «для себя» — ну и ещё для друзей, для товарищей. Для тех, кто хорошо помнит прошлую картину, кому близки и дороги все эти люди, так или иначе, но вписавшие свои имена в историю некогда общего, а сегодня отдельно российского, отдельно азербайджанского искусства. Для тех, кто поймёт, кто этот паренёк за столиком в кафе, которого злодеи бесцеремонно выносят со стулом на улицу (будущий доктор Соломон Гусман), и не будет доставать всех недоумёнными вопросами, почему появляющаяся в нужный момент подмога выскакивает непременно из моря.
И в этом, кстати, один из несомненных плюсов нового фильма: он не притворяется чем-то большим, чем является на самом деле. Он такой, какой есть, без особой претензии. И хотя бы за эту честность ему со спокойной душой можно отдать в недалёком будущем премию «Ника» в такой удачной номинации как «Лучший фильм стран СНГ и Балтии» — а то ведь как сапожник без сапог, так и Гусман — без должного признания. Непорядок — и не будет больше лучшего момента это исправить.