Кино

Не порно, но задорно

4 1672

«Нимфоманка: Часть 1» (Nymphomaniac)

Дания – Германия – Франция – Бельгия – Великобритания, реж. Ларс фон Триер, в ролях: Стейси Мартин, Шарлотта Генсбур, Стеллан Скарсгард, Шайа ЛаБаф, Кристиан Слэйтер, Ума Турман, Софи Кеннеди Кларк.

Сайт фильма

Ларс фон Триер давно уже обещал всем, что снимет однажды порно. И даже подступался к этому почти вплотную и в «Идиотах», где был соответствующий (пусть и крошечный) эпизод, и в «Антихристе», где героиня отрезала себе клитор (что было даже посильнее, чем просто порно). Вообще, это, конечно, самое интересное: порнографию (во всех смыслах этого слова) снимают многие режиссёры – но фон Триеру пришлось стать ФОН ТРИЕРОМ, чтобы его попытку ждали с таким нетерпением все интеллектуалы просвещённого мира. Причём для зрителей это очень даже удобно: пацаны, если что, открестятся тем, что пришли на «жанровое кино», а дяденьки в очках шикнут на всех строгим шёпотом: «Да вы что! Это ж фон Триер!». Мол, живому классику можно всё, и те озабоченные дураки, кто этого не понимает.

Впрочем, для того, чтобы понять, какой из Ларса порнограф, многим придётся подождать: в прокат выйдет обрезанная версия фильма. Полную показали только что на Берлинале и выпустят потом, надо полагать, на запечатанных в непроницаемые бумажные пакеты дисках. Но в кинотеатрах по всему миру пойдёт цензурированный вариант, созданный с разрешения мастера, но без его личного участия. К прискорбию и к сожалению. Потому что можно, конечно, подозревать, что бы там ещё могло быть, но воображение подчас склонно не соответствовать действительности. А от тех, кто всё-таки умудрился посмотреть картину целиком, толком ничего не добьёшься, так как мало кто из них видел в свою очередь «короткий» фильм – и не имеет возможности сравнивать. Вот и думай теперь, вот и горюй.

Хотя для человека, не поднаторевшего в искусстве, хватит и того, что имеется. Здесь с лихвой обнажённого тела, имеется довольно правдоподобный минет, несколько раз повторяется сцена куннилингуса (жаль, что субтитры появляются тут совсем уж не вовремя). Да, показано что-то и вроде полового акта – но честно скажу, запоминается он куда меньше всего остального. Потому что фон Триер не был бы знаменитым режиссёром, если бы не знал, как правильно растормошить свою публику. И вне зависимости от того, что там есть в авторской версии, главный его принцип, кажется очевидным: не шокировать, а дразнить. И потому вербальному ряду внимания в фильме уделено куда больше, чем визуальному. Что если и позволяет причислить «Нимфоманку» к порнографии, то разве что к разговорному её поджанру. Не менее, впрочем, возбуждающему.

​Характер-постер к фильму «Нимфоманка: Часть 1»

​Характер-постер к фильму «Нимфоманка: Часть 1»

​Характер-постер к фильму «Нимфоманка: Часть 1»

​Характер-постер к фильму «Нимфоманка: Часть 1»

Итак, о чём же фильм. Самаритянин встречает падшую женщину, которая рассказывает ему нравоучительную историю своей непростой жизни. Жизни, полной порочных, как сказали бы многие, удовольствий. Начинает причём с младых лет – с эпизода, в котором девочки без трусиков играют в лягушек на мокром полу (странно, кстати, что никто не начал ещё кричать, что фон Триер – педофил, хотя данная сцена подобный вопль предполагает). Повзрослев, она выбирает смазливого паренька, к которому подходит с интересным вопросом: «Если я попрошу лишить меня девственности, как ты к этому отнесешься?» «Не вижу никаких проблем», - отвечает тот, на минутку отрываясь от ремонта карбюратора. Затем следует увлекательное соревнование с лучшей подругой за мешочек шоколадных конфет, который достанется той, кто трахнет больше мужчин в поезде. Потом будет ещё ода «Моей вульве», сопровождающая бунт против любви, суть какового – не вступать в интимные отношения с кем бы то ни было более одного раза. Потом…

Но если вы уже увлеклись, идите лучше в кино – там будет и больше, и красочнее. Если же содрогнулись, заклеймите «Нимфоманку» стандартной формулировкой «Я фон Триера не смотрел, но считаю…» - и занимайтесь дальше своими делами. В любом случае следует помнить, что осуждение и запрет лишь прибавят картине популярности – и хотя пропаганда сексуальных утех здесь налицо, относиться к этому лучше спокойно. Просто как к фильму.

Что, конечно, совсем не просто. Ларс фон Триер тем и славен, что провокатор. Он давно уже не снимает «просто кино». Он давно уже выступает раздражителем общественного мнения. Преуспев в этом, кстати, куда лучшее российских депутатов – про которых недавно и знать никто не знал, а фон Триера вся Европа почитает едва ли не за гения (порой даже без «едва ли»). Режиссёр давно вышел на тот уровень, когда каждое его кинематографическое высказывание принимается за Откровение (не берём в расчёт то, что он говорит собственным ртом). Особенно выпукло это проявляется в среде кинокритиков, для которых его фильмы стали своеобразной лакмусовой бумажкой: мол, если ты не считаешь, что «Меланхолия» - шедевр, вон из профессии! Из современных творцов можно ругать кого угодно, но поди скажи слово против этого датчанина – сам пожалеешь. И это, конечно, весьма любопытный феномен, пример того, как ловко можно запудрить мозги даже самым умным людям.

​Характер-постер к фильму «Нимфоманка: Часть 1»

​Характер-постер к фильму «Нимфоманка: Часть 1»

​Характер-постер к фильму «Нимфоманка: Часть 1»

​Характер-постер к фильму «Нимфоманка: Часть 1»

Однако «Нимфоманка» как раз склонна всех объединять – хотя бы потому, что куда веселее предыдущих работ мастера. Разговоры о порнографии отвлекают от того факта, что режиссёр впервые в своей карьере поставил полноценную комедию. До этого у него было лишь два «смешных» опыта, один из которых – «Самый главный босс» - большинством зрителей был должным образом не оценён, а второй – новелла из альманаха «У каждого своё кино» - был, увы, слишком короток. Зато новый фильм поставлен так, что хохот стоит по всему залу. Будь ты презануднейший зануда – и то наверняка рассмеёшься. Хотя бы в душе – если должность не позволяет смеяться тебе открыто (опять же, ярко представляю себе показ этой ленты в Госдуме).

Чего стоит упоминание чисел Фибоначчи при подсчёте, ммм, проникновений. Чего стоят чёткие параллели сексуальной жизни героини с рыбалкой, которые прослеживает её внимательный слушатель. Чего стоит фраза: «Если у вас есть крылья, отчего же не летать», применяемая к описываемому образу жизни. Чего стоит приводимый здесь факт, что «крайней плоти, обрезанной за всю историю человечества, хватит, чтобы устлать путь до Марса и обратно». И чего стоит потрясающий хроникальный эпизод из жизни большевистской России – в которой классового врага определяли по наличию в доме десертных вилок!.. А уж сцена, в которой брошенная жена заявляется в дом любовницы мужа с тремя детьми, дабы показать им ложе блуда!.. Овации, браво!

Выйдя из многолетней депрессии, Ларс фон Триер снял не совсем то, что от него ждали. Фильм не тягостный, но лёгкий. Не разрывающий душу, а заставляющий улыбнуться. Не великий, но очень интересный. Который, в принципе, достоин того ажиотажа, что сейчас вокруг него разворачивается.

И ведь это ещё не всё. Финальные титры обещают, что самый разврат ждёт нас во второй серии. Она выйдет совсем скоро, аккурат к 8-му марта. Возможно, это получилось случайно, но всё же трудно не заподозрить «злой умысел»: вряд ли ведь фильм с таким названием сам собой выходит ровно перед Днём всех влюблённых, а затем ещё и накануне Международного Женского дня. Кто-то тут определённо пошутил. Вопрос только, кто – мужчина или женщина.