Когда-то много смотрел фильмы Уве Болла и писал о них. Несколько лет назад этого человека объявили худшим режиссёром современности. Я уже писал, что думаю по этому поводу. Если вкратце повторить: по-настоящему плохой фильм - это, как правило, дико смешно. А большинство фильмов Болла - вовсе не плохие. Они - никакие. Т.е. всё настолько уныло, что даже поржать не над чем, хотя формально придраться вроде бы не к чему: кино как кино.
Уве снимает одно из двух: либо сугубо жанровое кино (боевик про зомби, боевик про вампиров, просто боевик), либо сурьёзные драмы (шедевральное "Неистовство" не в счёт.). В первом случае мы имеем набор унылых штампов. Впрочем, жанровое кино обычно и состоит из штампов, но у Болла всё выходит как-то уж совсем без фишки, без души. Во втором же Болл берёт песец какую глубокую мысль и делает из неё кино. Например, "насилие в школах - это плохо" - и снимается "Сердце Америки". Или "война - это плохо, особенно Вьетнамская" - и снимаются "Туннельные крысы". Или "геноцид в Африке - это уж совсем никуда не годится". И вот мы переходим к фильму "Дарфур".
Действие происходит в Африке, точнее, в Судане, где арабы вырезают негров. Группа американских журналистов, сопровождаемая военными наблюдателями, приехала в маленькую деревушку, чтобы поговорить с местными жителями насчёт геноцида и всего такого. Потом в эту же деревушку прискакали "бригады смерти" и сказали: американцы, валите подобру-поздорову. Что ж делать, журналисты уехали, а арабы начали резню...
Признаться, видел много фильмов на эту тему: "Стреляя в собак" или "Джонни Бешеный Пёс". Сеттинг каждый раз один и тот же: злые африканцы с автоматами и мачете истребляют добрых африканцев, которые, почему-то не имея ни автоматов, ни мачете, умирают с бараньей покорностью. Поблизости трутся белые журналисты (врачи, миротворцы, священники и т.д.), пытаются увещевать злодеев добрым словом, но ничего хорошего не выходит. Признаться, в случае с "Дарфуром" думал, что вижу нечто подобное.
Неожиданность произошла через час экранного времени. Двое журналистов решили повернуть назад и вмешаться в бойню в соответствии с заветом Аль Капоне: уже не добрым словом, а пистолетом и добрым словом. Один из военных наблюдателей пытался их остановить, потом подумал: "Та пох", и отправился вместе с ними. Втроём они попытались в полный рост "дать Рэмбо" и даже уложили человек двадцать налётчиков. Думаю, в реальной жизни они бы и двух не успели угондошить. Хотя, говорят, арабы - никудышные вояки. Ещё больше удивило меня, что из жителей деревни один негр таки вздумал сопротивляться и забрал с собой двоих неприятелей. Я сейчас не иронизирую, в других фильмах про бедных африканских негров и того-то не было.
У "Дарфура" есть огромный недостаток: он весь снят трясущейся ручной камерой, ажно в глазах рябит. Режиссёр говорит - это чтобы передать эффект документальности. К счастью, достоинств больше. Во-первых, какой-никакой реализм: мирных жителей весьма правдоподобно режут, насилуют и расчленяют, а бравых американцев расстреливают. Во-вторых, забавный кастинг: в фильме играют отбросы терминаторской франшизы Кристанна Локен и Эдвард Ферлонг (Терминатрикс и Джон Коннор). И наконец, местный колорит. Всё снималось в настоящем Судане с настоящими аборигенами, пережившими резню. Вообще, очень трудно снять фильм на африканской натуре, чтобы он получился плохим, там же всё так красиво и экзотично. И Уве Боллу это тоже не удалось. В смысле, что "Дарфур" с натяжкой, но тянет на 4 из 5. Или даже без натяжки.