В начале октября Россия нарастила добычу нефти до 11,36 млн баррелей в день. Это рекордный уровень с 1987 года, когда нефтяная промышленность СССР достигла исторического пика. Но теперь производство черного золота на пределе — качать больше невозможно, заявил «Ведомостям» глава «Лукойла» Вагит Алекперов и подтвердили представители двух крупных нефтедобытчиков.
По словам Алекперова, единственный источник, из которого можно извлечь еще чуть-чуть дополнительных углеводородов, — месторождение Требса и Титова: в прошлом году там было добыто 1,9 млн тонн, а к 2020-му планируется 4,8 млн. Но это даст прибавку всего в 60 тысяч баррелей в день, или 0,5% от текущего производства нефти.
В середине сентября глава Минэнерго Александр Новак заявил, что уже с 2022 года добыча нефти в России начнет падать и за 14 лет рухнет вдвое, если не принять каких-либо мер. По словам министра, в базовом сценарии Западная Сибирь, дающая каждый второй извлеченный на поверхность баррель нефти, потеряет 40% мощностей, а в пессимистичном сценарии спад будет более чем двукратным — с нынешних 330 млн тонн в год до 146 млн.
Это означает, что бюджет вскоре не сможет позволить себе прежний объем нефтяных доходов, пишет Finanz.ru: придется снижать налоги на отрасль, чтобы освободить средства для инвестиций, подчеркнул министр.
Еще раньше с аналогичным предупреждением выступила Vygon Consulting. По ее данным, за последние 10 лет производство нефти в Западной Сибири сократилось на 10%. Если ничего не предпринимать, добыча будет ежегодно падать на 2—3% и к 2024 году снизится на 17%. При текущих ценах российская экономика недополучит 28 млрд долларов экспортных доходов, а бюджет — 1,5 трлн рублей.
Ресурсная база региона стремительно ухудшается, предупредили аналитики компании, и если в прежние годы снижение добычи на действующих месторождениях удавалось частично компенсировать вводом новых, то сейчас незадействованных крупных месторождений практически не осталось.
С кого пример брать будем?
Все эти панические заявления направлены на то, чтобы вынудить правительство принять правильные управленческие решения, считает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. Если нефтедобывающие компании не смогут нормально работать, не смогут инвестировать в обустройство и развитие новых месторождений, добыча действительно будет падать, предупреждает он. В частности, по словам эксперта, необходимо внедрить налог на добавленный доход вместо НДПИ.
Активное внедрение налога на добавленный доход позволит не бросать старые месторождения, а до конца их вырабатывать. Но главное — это сделает выгодным запуск новых проектов: благодаря льготной налоговой ставке они будут рентабельными, пояснил ранее «Ридусу» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Альтернативным вариантом, по его мнению, может стать только технологический прорыв в области добычи трудноизвлекаемой нефти, сопоставимый со сланцевой революцией.
Можно, конечно, принять решения, которые кого угодно убьют. У нас перед глазами пример Туркменистана — там настолько сильно засекретили запасы, что расстреляли всех ведущих геологов, ликвидировали государственный баланс запасов, и никто не знает, сколько их, включая президента. В результате они потеряли суверенитет: там весь сектор добычи газа полностью контролируется Китаем, а нефтяной сектор полностью контролируется западными компаниями, — рассказывает Танкаев.При этом запасы Туркменистана на самом деле очень легко определить, если знать теорию разработки нефтяных месторождений, уверяет аналитик. Впрочем, в России хватает и своих примеров не слишком грамотных административных решений, слава богу, пока не столь вопиющих. Достаточно вспомнить налоговый маневр, который в текущей ситуации, безусловно, вредит нефтяным компаниям.
Блестящее будущее на верном пути
В условиях правильных управленческих решений возможности России по приросту запасов и добычи почти безграничны, считают эксперты. Сейчас в стране ежегодно производится около 550 млн тонн нефти и газового конденсата. При этом каждый год разведываются новые запасы примерно на 225 млн тонн. То есть на 225 млн тонн в год за последние 12 лет в среднем запасы России растут. Так что заявлять о том, что нефть в России заканчивается, может только человек, глубоко не знакомый с государственным балансом добычи.
Во-первых, мы работаем далеко не на полную мощность наших имеющихся месторождений — даже тех, которые признаны рентабельными. В 2017 году была проведена полная ревизия всех запасов, выделена новая категория, в которую ушли все нерентабельные запасы. Таким образом, наши запасы — те, которые сейчас находятся в разработке, и те, которые могли бы быть введены в разработку, но еще не разрабатываются, — все вместе позволяют добывать порядка 700 млн тонн в год, — констатирует Танкаев.По его словам, речь идет о месторождениях, которые уже в основном обустроены, то есть находятся вблизи от магистральных нефтепроводов. Есть еще и определенное количество месторождений, которые не обустроены и находятся в неудобных местах. Если бы они заработали, общий объем добычи в России можно было бы довести до 830 млн тонн в год, заверяет эксперт. Но никто этого делать не будет по той простой причине, что такой объем дополнительного предложения полностью обрушит мировой рынок.