Недвижимость Общество Право

Нехороший дом: как судебный пристав «выкинул» 30 человек на улицу в Красногорске

1 10679

В Красногорске снесён дом, а люди выкинуты на улицу. Рассерженные жильцы винят в своих бедах заместителя главного судебного пристава Московской области Павла Кузнецова. Они уверены, что влиятельный чиновник спит и видит, как бы завладеть их землёй.

«Ридус» разбирался в этой непростой истории, с которой стоит ознакомиться каждому, кто мечтает о собственной недорогой квартирке в столичной агломерации.

«Маргиналы и нищеброды»

Дом, о котором идёт речь, располагался в селе Петрово-Дальнем на улице Озёрной. В 2019 году здание вместе с участком купил предприниматель Павел Карсаков. Объект находился в залоге у банка, поэтому его цена была относительно небольшой.

Павел разбил собственность на тридцать долей и благополучно распродал. Стоимость жилья в этом доме составляла от одного до двух миллионов рублей, что довольно дёшево для ближнего Подмосковья. Счастливые новосёлы занялись внутренней отделкой квартир.

Дом, который купил Павел Карсаков.

Успешный бизнес дал течь, когда соседи, среди которых оказался чиновник Кузнецов, пожаловались на Карсакова в суд. Они обвинили Павла в незаконном строительстве многоквартирного дома на участке, предназначенном для ИЖС.

«Безусловно, строить на участке для ИЖС многоквартирный дом незаконно. Но есть лазейка. Согласно долевому праву, долями того или иного имущества могут владеть сколько угодно людей, причём они необязательно должны быть родственниками. Выходит, долевое строительство на земле для ИЖС совершенно законно. Я продавал не квартиры, а доли. Или комнаты в большом доме, если угодно. Таких домов в Подмосковье очень много. Все они стоят, никто их не сносит», — рассказал Карсаков «Ридусу».

По словам Павла, изначально дом и землю хотел приобрести чиновник Кузнецов, поскольку особняк пристава находится по соседству. Но Карсаков оказался проворнее, поэтому желанная собственность уплыла прямо из-под носа чиновника.

«Когда я приехал в дом, ко мне подошла Ольга Кузнецова — жена пристава. Я понял, что они тоже хотели купить это здание. Она спросила: „Вы зачем здесь?“ Я ответил: „Собираюсь тут жить“. Ольга сказала: „Если вы будете здесь жить, тогда ладно. Но если будет что-то другое, то я вам устрою“. Подумал, что барышня — очередная выскочка. Я ещё не знал, насколько влиятелен её муж. Когда выяснилось, что он пристав, у нас уже десять дольщиков было», — отметил Павел.

Особняк семьи Кузнецовых.

«Кузнецов сказал всем, что снесёт этот дом и подаст в суд. А перед судом он сказал дольщикам, что жить с маргиналами и нищебродами не желает», — заверила Александра Пушкарёва, одна из собственников.

Признаки многоквартирности

Начались изнурительные разбирательства. Как сказала «Ридусу» Пушкарёва, первый суд выявил, что дом нарушает «режим культурного наследия». Карсаков тут же запросил в Главном управлении Московской области по культурному наследию справку, что это не так.

Была организована независимая судебная экспертиза, которая заключила, что дом идеален. Об этом говорит Александра. С её слов, несоответствие выявлено лишь в целевом назначении. Эксперты обнаружили признаки многоквартирности на участке для ИЖС.

«Мы исправили данное несоответствие. Перевели дом и участок в статус объекта гостиничного типа. Подали апелляцию в суд второй инстанции. Но перед началом самого заседания резко сменили судью. Думаю, на это повлиял Павел Кузнецов. Новая судья вынесла решение снести этот дом, не упомянув о переводе земли в соответствие с целевым назначением. Просто оставила прежнее решение в силе, хотя мы всё исправили. Суд третьей инстанции вообще не стал разбираться, оставив вердикт в силе. Решение приняли за минуту», — указала Пушкарёва.

Существует Постановление Пленума Верховного суда РФ от 12 декабря 2023 года, согласно которому Верховный суд обязал нижестоящие суды не сносить подобные дома, если есть возможность устранить нарушения, отметил Карсаков.

«Суд, по сути, должен был вынести двойное решение: привести в соответствие или снести. Этот принцип соблюдён не был», — заключил бизнесмен.

Пока шёл судебный процесс, первый заместитель прокурора Красногорска Юлия Богданова обзвонила дольщиков и предупредила, что суд, скорее всего, решит снести дом, причём платить за это придётся самим пострадавшим. Судя по записи одной такой телефонной беседы, которая оказалась в распоряжении «Ридуса», Богданова порекомендовала несчастным владельцам недвижимости пожаловаться на Павла в правоохранительные органы, чтобы потом за счёт бизнесмена возместить убытки.

Некоторые из собственников прислушались к её совету. В итоге в отношении Карсакова возбуждено уголовное дело. Как сообщил «Ридусу» Павел, сейчас он скрывается, иначе ему светит СИЗО.

Исполнительный Солнцев

Итак, дом сровняли с землёй. Сносом занимался Евгений Солнцев, платил за всю эту музыку тоже он.

Примечательно, что в списке собственников господин Солнцев не значится. Мужчина действовал по доверенности от дольщицы Лилии Ушаковой, которая приходится ему тётей.

«Думаю, Солнцева подкупил чиновник Кузнецов. Стоимость сноса — около миллиона рублей. Откуда у него взялись деньги? На мой взгляд, это необходимо проверить. Кроме того, Солнцев не согласовывал свои действия с другими дольщиками. Вряд ли мы согласились бы, поскольку каких-либо окончательных решений по нашему делу ещё нет»,— говорит Александра Пушкарёва.

Евгений Солнцев клянётся, что превратил дом в руины исключительно ради торжества права: «Судебный пристав-исполнитель выдал мне на руки исполнительное производство, по которому мы были обязаны снести дом. Я и ещё несколько дольщиков наняли компанию, она снесла дом. С остальных дольщиков, кто не согласен с постановлением суда, мы будем взыскивать часть расходов на снос в судебном порядке».

Павел Карсаков обещает пожаловаться на Солнцева в суд и потребовать компенсацию ущерба. «Евгений был предупреждён, что судебный процесс ещё не завершён. Если он уже снёс дом и у нас получится отстоять правоту, то следующий иск уже будет к Евгению», — подчеркнул застройщик.

Солнцев утверждает, что ущерб придётся возмещать самому Павлу. «Я надеюсь, его рано или поздно поймают. Как говорит следователь, у Карсакова есть какое-то арестованное имущество. После того как Павла признают виновным в мошенничестве, это имущество, я полагаю, реализуют и компенсируют нам расходы на приобретение долей», — уточнил Евгений.

Злоупотребление правом

«Ридус» обратился за разъяснением к юристу по недвижимости Евгении Лайтер. По её мнению, ситуация выглядит неоднозначно. На первый взгляд, отметила Лайтер, очевидно, что Павел Карсаков увидел в законе лазейку и захотел обхитрить систему, но не вышло.

«Чтобы сделать точное заключение по этому делу, нужно внимательно изучить все материалы. Люди, когда жалуются на нечто подобное, часто умалчивают о фактах, которые можно трактовать не в их пользу», — подчеркнула юрист.

Действия застройщика Карсакова выглядят как злоупотребление правом, считает Евгения Лайтер.

«В нашем законодательстве действительно не прописано, что две или три доли — это хорошо, а тридцать долей — плохо. Но судьи же не идиоты. Они опираются не только на букву закона, но и на логику. Если вы купили частный дом, возведённый на участке для ИЖС, и разделили его на тридцать долей, то необходимо какое-то обоснование. Почему вы так сделали? Более того, в нашем случае в доме был один вход. Был, наверное, какой-то проект здания, по которому понятно, что в доме планируется оборудовать тридцать жилищ с отдельными санузлами и кухнями. На участке для ИЖС строить подобные дома нельзя. Застройщик должен был сначала поменять вид разрешённого использования, а потом уже разбивать на доли и продавать. С учётом того, что дом был трёхэтажным, подошёл бы вид разрешённого использования, предполагающий малоэтажную жилую застройку. Данный вид позволяет строить многоквартирные дома высотой до четырёх этажей, включая мансардный. Безусловно, переоформление потребовало бы денег и времени», — пояснила собеседница «Ридуса».

Впрочем, произвол со стороны могущественного пристава Кузнецова тоже мог иметь место, добавила Лайтер.

«Если есть какие-то зацепки, которые суды не хотят замечать, то людям, я думаю, следует жаловаться в Верховный суд РФ. В моей практике было одно сложное дело. Погиб человек. Его жена и мать стали делить имущество, причём этот мужчина находился в стадии развода. Со стороны жены были очень влиятельные родственники. Все три инстанции мы проиграли. Суды закрывали глаза на очевидные факты и выносили решения в пользу супруги. Мы обратились в Верховный суд, который всё пересмотрел. А если зацепок нет, в таком случае дольщикам нужно готовить иски к застройщику и возмещать за его счёт убытки», — поделилась юрист.

Евгения Лайтер советует обходить подобные предложения на рынке недвижимости десятой дорогой, какими бы привлекательными по цене они ни казались.

«К сожалению, Павел Карсаков не единственный такой бизнесмен. Вот уже десять лет находятся подобные застройщики. Результат всегда один — снос», — заключила специалист.

«Ридус» обратился с официальным запросом в Федеральную службу судебных приставов и попросил Павла Кузнецова изложить свою версию случившегося.