Политика Путешествия

Неизвестная Белоруссия: короткое путешествие "в утопию"

66 563

Много лестных слов я слышал о Белоруссии. Рассказывали мне, что на улицах там чисто, а продукты несравнимо качественнее, чем в России. «Хлеб пахнет хлебом», - говорили мне. Я посчитал необходимым проверить лично, как там обстоят дела на местах...

К поездке "в утопию" я готовился долго: что-то планировал, обдумывал, обмусоливал. Но как это всегда бывает, возможность поездки выпала совершенно случайно, и принимать решение пришлось за несколько часов. Вернее, эти часы были проведены за хаотичным сбором вещей и дорогой до Белорусского вокзала. Кстати, собранные вещи – шорты и футболки – так и не пригодились, погодка повода для радости не давала.

Даже больше. Республика поприветствовала меня затяжным дождем, под которым пришлось идти несколько километров до хаты. Первым моим городом в Беларуси стал Жодино, расположенный в 40 км от Минска. Обычный такой провинциальный городок, в котором не хотелось бы задерживаться надолго. Особенно не захотелось, когда я узнал, что фанаты местного футбольного клуба «Торпедо» имеют крайне националистические взгляды, и «москалей» открыто недолюбливают. 

Однако и без позитивных впечатлений я не уехал. Что меня удивило, так это то, что мусорные баки сделаны на манер цивилизованных стран: отдельные контейнеры для пластика, стекла и бумаги. Это приятно поразило, потому что даже в Москве подобное до сих пор скорее исключение, чем правило.

Следующее на что я обратил внимание, стало удивительно малое количество российских автомобилей. «Лады» там явно не в почете, хотя где их любят? Абсолютное большинство - иномарки. Не все новые и в отличном состоянии, но иномарки.

Дальше мне нужно было ехать в Минск. Причем на общественном транспорте. Билетик до столицы стоит около 60 рублей если в переводе на российские рубли – это дешево. От Одинцово до Парка Победы (меньше 15 км) – 60 рублей, от Троицка до Теплого стана (около 20 км) – 60  рублей. От Жодино до Минска (больше 40 км)-  те же 60 рублей. Объективно дешевле.

Цены я и далее буду в российской валюте указывать. Дело в том, что один российский рубль стоит более 270 местных. Потому в местной валюте все цены выглядят запредельными. Мой приятель хотел в кабаке на чай официанту дать 500 местных денег (ну, а что - 500 же солидно), и спохватился лишь тогда, когда я ему сказал, что на наши это будет менее двух рублей...

 

Но дивиться общественному транспорту я только начинал. Оказавшись в столице и спустившись в метро, я обомлел. Жетон на проезд в минском метрополитене в пересчете на отечественную валюту – 7 рублей! Не 30 рублей, а семь. Столько же проезд стоит и в наземном общественном транспорте. Разговорившись с прохожим, я узнал: «Да они обнаглели совсем. Раньше дешевле было». Ну, да, обнаглели… совсем. 

Вообще, оценочные суждения граждан Белоруссии порой кардинально различаются. Молодежь, с которой мне довелось пообщаться, уверяет, что все - "ужас-ужас-ужас", некоторые говорят про отсутствие свободы слова, другие про то, что страна ничего не производит сама. Говорят-говорят, вот только, я обратил внимание на то, что большинство весьма прилично одеты. Не так ярко, как московская хипстота, но хорошо... 

Пенсионеры же, наоборот, рассказывают, как замечательно стало жить и какие успехи ждут страну в будущем. Но вернемся к тому, что я рассчитывал увидеть, – к чистоте. 

Да, на улицах Минска и во всей Белоруссии очень чисто. Дворники-славяне, чаще всего пенсионеры, выходят рано утром на улицы и наводят порядок. Мусорные баки имеются практически везде: хочешь не хочешь, а промахнуться будет сложно.

Немного стоит сказать и о мигрантах. Таковых настолько мало, что, увидев одного где-то в метро, ты не можешь поверить своим глазам – крайняя редкость. Позже я спросил одного "бульбаша", которого подвозил: «Как так получилось, почему к вам не едут, а у нас от приезжих деваться некуда?». Он ответил: «Вы, русские, каждый сам за себя, а мы - нет! У нас так просто не возьмут на работу кого-нибудь из Азии. Возьмут белоруса»...

Поскольку свое изучение Минска я только начинал, и к тому же уверил себя, что это моя далеко не первая поездка, я решил взять машину напрокат (Chevrolet «Aveo» обошлась в 100 долларов за два дня) и отправился к руинам замков Гольшанскому и Кревскому.

Замки эти расположены не далеко друг от друга, но более чем в сотне километров от Минска. Белорусские трассы М6 и М7 доставляют удовольствие, трафик практически отсутствует. «Гонщиков» совсем немного. Вернее, за все время движения я встретил только несколько машин, едущих быстрее меня. С условием, что по договору аренды автомобиля мне запрещено двигаться со скоростью, превышающей 130 км/час.

Встретились мне и местные ГАИшники. Ехал я не так быстро, но явно превышая разрешенную на том участке скорость. Взмах жезла. Торможение. «Здрасте…».