Ничего революционно нового с этой локации я показать не смогу — публикаций, как и просто фотографий, в сети и так хватает с избытком, но своим видением все равно хочется поделиться.
Главные ворота. И, кстати говоря, единственные доступные для туристов. Сначала мы попытались подъехать с другой стороны, но оттуда нас развернули — мол, вам не сюда. Касательно странного ракурса (он, к слову, чуть ли не единственный, что попадается в сети — в том числе и на Википедии) — любая другая точка съемки окажется прямо посреди проезжей части, аккурат перед входом находится достаточно оживленный перекресток. Да и связки проводов над головой очарования не добавляют.
Местные могут проходить свободно, а с понаехавших взимают мзду — 5 кук (если мне не изменяет память). Единственные туристы, которых мы там видели, передвигались на таком вот чуде автомобилестроения — надо полагать, в рамках общей экскурсии. Пожалуй, не лишенный смысла подход — дороги на кладбище совершенно чудесные, а размеры территории таковы, что за примерно час вдумчивой прогулки мы смогли едва ли четверть осмотреть.
Все самое интересное находится на центральной аллее — могилы президентов, национальных героев и прочих выдающихся личностей. Предполагаю, что базовая туристическая экскурсия этим и ограничивается. По ходу пытался высматривать место упокоения Капабланки, но так и не нашел — судя по фото на Вики, где-то он все-таки чуть в стороне, куда мы так и не дошли.
Центральная часовня. По форме очень напоминает знаменитый кафедральный собор во Флоренции, выполненный в миниатюре.
Вот она же — с другого ракурса. Здесь сходство с Санта-Мария-дель-Фьоре куда более заметное.
Вообще, архитектурные элементы строений на кладбище Колон буквально завораживают — мне кажется, можно с легкостью провести здесь весь день (а то и не один), разглядывая детали.
Один из самых величественных монументов некрополя — это 23-метровый памятник пожарным, погибшим при тушении большого пожара 17 мая 1890 года. Если вкратце, то история следующая — в подвале магазина, пожар в котором они пытались потушить, обнаружился небольшой пороховой склад. Рвануло так, что погибли не только все пожарники, но и некоторое количество случайных прохожих, включая Венесуэльского консула. Если кому-то интересно, вот газетная заметка по теме.
Барельеф с портретами героических пожарников.
Скульптура у основания обелиска.
Еще одна — оттуда же. На самом деле, их было четыре, но решил отчет деталями не перегружать.
Пожалуй, самая примечательная (в том смысле, что не похожая на остальные) могила по соседству — место захоронения архитектора, возводившего здание Гаванского Капитолия (информация со слов охранника, сами не проверяли). Сконструирована таким интересным образом, что при определенном положении солнца свет, проникающий через вон тот тоненький крестик на противоположной стене, должен красиво омывать надгробие. И таки да, я никак не мог мимо такой своеобразной двери пройти — добавил фото в свою коллекцию.
Кладбище было построено под руководством галисийского архитектора в 1876 году. Самые старые захоронения относятся примерно к этому периоду.
Вот чуть более более позднее захоронение — тем не менее, все находится в идеальном состоянии, хотя минуло уже куда больше сотни лет.
Вообще, территория выглядит очень ухоженно — нигде не соринки, повсюду суетятся работники — подметают, чинят и фигурно подстригают немногочисленные деревья.
В общей сложности, на территории некрополя — 800000 могил. Количество же захороненных превышает миллион человек. На самом деле, место здесь очень ценится и изрядная часть этих могил — многоразового пользования. По прошествии нескольких лет останки эксгумируется и укладываются в специальный контейнер, который перемещается на хранение в один из колумбариев. Насколько я понимаю систему, прах там хранится до тех пор, пока семья вносит плату за ячейку. Кому интересны детали — советую посмотреть документальный фильм Виталия Манского «Родина или Смерть». Там этот эпизод показан очень подробно (но людям со слабой психикой не рекомендуется категорически).
Вообще, самая известная особенность кладбища Колон — скульптурные надгробия и памятники, которых здесь насчитывается более пятисот.
Мастерство скульпторов действительно восхищает — проработка деталей просто потрясающая. Обратите внимание на плащ ангела, например.
По сути — это не только кладбище, но и музей мраморных скульптур под открытым небом. По слухам, были случаи, когда скульптуры отсюда даже выкупались.
Гуляли мы недолго и видели далеко не все, но в результате получилась целая серия:
Помимо скульптур, на кладбище также множество строений — разнообразных склепов, усыпальниц, мавзолеев, колумбариев и т. п.
Некоторые при этом выглядят достаточно зловеще даже при свете дня.
Подписывать ничего не буду, ибо сам не вполне уверен и могу легко ошибиться, просто покажу:
Вообще, при всем обилии христианских символов, нужно учитывать, что на Кубе очень распространена Сантерия — синкретическая религия, представляющая собой сплав верований африканского народа Йоруба, католицизма и элементов вуду. Количество последователей никому не известно, ибо многие регистрируются как католики и посещают обычные храмы, а то и вовсе скрывают свою религиозную принадлежность, но по ощущениям оно достаточно велико.
Собственно, почему я об этом упомянул? Попалась мне как-то на форуме Винского информация об одном из обрядов — когда требуется наложить на кого-то проклятье, создается кукла вуду, внутрь которой для пущей силы помещают человеческие кости. Финальный аккорд церемонии — забрасывание ночью этих самых кукол на территорию ближайшего кладбища — в частности, описанного здесь некрополя. Человек излишне любознательный и несуеверный вполне может найти нечто подобное, если прогуляется ранним утром вдоль ограды — до того, как на работу выйдут дворники и все сметут. Не представляю, впрочем, кому в принципе может понадобиться такая информация?