Экономика

Немецкий автопром теряет рабочие места из-за экономических проблем

0 2938

Целый ряд промышленных и экономических проблем обрушился на автомобильный сектор Германии, в результате чего за год (по состоянию на 30 июня) в стране были потеряны десятки тысяч рабочих мест.

Как показал новый анализ EY на основе данных немецкого статистического управления Destatis, за этот период в автомобильной промышленности Германии, одной из крупнейших отраслей немецкой экономики, сократилось почти 7% рабочей силы, или около 51,5 тысячи должностей. Это почти половина от общего числа потери рабочих мест в стране (примерно 114 тысяч).

«Ни в одном другом секторе промышленности не зафиксировано столь сильного сокращения занятости», — говорится в отчёте.

В целом с 2019 года автомобильная промышленность Германии лишилась 112 тысяч рабочих мест.

Печальная неизбежность

Сокращения рабочих мест стали ответом на сложную ситуацию в немецкой автомобильной промышленности, заявил управляющий партнер подразделения аудита EY в Германии Ян Брорхилкер. По его словам, значительное падение прибыли, избыток производственных мощностей и упадок зарубежных рынков не позволяют предприятиям отрасли избежать этой непопулярной меры.

В отчёте EY также отмечается, что выручка сектора снизилась на 1,6% во втором квартале 2025 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Немецкий автогигант Volkswagen, в частности, сообщил о резком падении прибыли во втором квартале и понизил свой годовой прогноз.

Volkswagen Touareg. © wikipedia.org

Но спад в автомобильном секторе заметно меньше, чем потеря доходов в размере 2,1%, с которой столкнулась вся немецкая промышленность.

Бесконечная борьба

Немецкий автопром уже давно тонет в ворохе проблем, в числе которых жесткая конкуренция со стороны Китая и трудности с переходом на электромобили. Торговая политика президента США Дональда Трампа усилила опасения. Германия, и особенно её автомобильный сектор, в значительной степени ориентирована на экспорт и считает США одним из своих крупнейших рынков, где маркировка «Сделано в Германии» исторически воспринималась как знак качества.

По последним данным Destatis, экспорт автомобилей и автозапчастей в США в первой половине 2025 года сократился на 8,6% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Автопроизводители также неоднократно предупреждали о потенциальном влиянии пошлин и сопутствующей неопределенности.

Отрасль может получить некоторое облегчение после того, как в начале этого месяца были опубликованы подробности торгового соглашения между США и ЕС. Автомобили будут облагаться по ставке 15%, но только после того, как ЕС внесет изменения в законодательство, направленные на снижение промышленных сборов.

Нет поводов для оптимизма

Общее состояние экономики Германии, которая третий год не может выбраться из рецессии, также стало сдерживающим фактором для автомобильного сектора. ВВП страны снижался в 2023 и 2024 году.

© unsplash.com/Bernhard

Этот год пока тоже не радует. После того как крупнейшая экономика Европы зафиксировала рост на 0,3% в первом квартале (во многом из-за опережающего накапливания запасов в ожидании новых тарифов Трампа), последние данные за второй квартал указывают на спад на 0,3%.

Заглядывая в будущее, Брорхилкер из EY ожидает, что экспорт немецких автомобилей как в США, так и в Китай останется под давлением, причем на первый повлияют пошлины, а на второй — ослабление спроса. И так как сейчас различные немецкие промышленные гиганты проводят реструктуризацию или реализуют программы сокращения расходов, «количество рабочих мест в отрасли будет продолжать сокращаться».