Экономика

Ненужная «роскошь»: бум искусственных бриллиантов закончился

0 2064

Бум искусственных алмазов закончился. В следующем году ювелиры сократят свой бизнес по выращенным в лаборатории бриллиантам и сосредоточат внимание на природных камнях, прогнозирует эксперт отрасли Пол Зимниски. Большинство ювелиров сейчас даже не утруждают себя хранением искусственных бриллиантов на складе, а покупают их только на условиях консигнации, рассказал он Business Insider.

Это полная противоположность тому, что ювелиры делали с 2018 года, когда начался ажиотаж вокруг синтетических бриллиантов. Мода на них начинает угасать, поскольку такие камни стали гораздо более распространены, пояснил Зимниски. По его словам, цены на искусственные бриллианты продолжат падать в этом и следующем году темпами, сопоставимыми с показателями прошлого года. По оценкам ювелирной аналитической компании Tenoris, за 12 месяцев до ноября 2023 года стоимость таких камней упала примерно на 20%.

Генеральный директор компании Diamond Standard Кормак Кинни допускает еще более резкое падение, вплоть до 50–80%. «Бижутерия всегда стоит малую часть от цены настоящих драгоценностей. Только настоящее — редкость», — отметил он.

Искусственные бриллианты практически идентичны настоящим, и их сложно отличить невооруженным глазом. Неудивительно, что ими не гнушались даже такие знаменитости, как Эмма Уотсон и Меган Маркл. По сути, это искусственная версия одного из самых ценных природных ресурсов человечества по действительно доступным ценам. Потребители могли покупать очень крупные бриллианты, природные аналоги которых стоили бы сотни тысяч долларов.

Но именно из-за их широкой доступности блеск выращенных в лаборатории драгоценных камней потускнел. По оценкам Зимниски, сейчас на их долю приходится около 20% от общего объема алмазного рынка, по сравнению с почти нулевым процентом в 2015 году.

По данным Tenoris, продажи искусственных бриллиантов выросли на 47% за 12 месяцев до ноября 2023 года, а ювелирных изделий с ними — на 51%. Но если в 2015 году искусственные бриллианты стоили примерно на 10% дешевле настоящих, то сегодня они продаются со скидкой 90%.

Когда синтетические бриллианты только появились, человек покупал украшение с таким камнем и думал: «Я единственный в своем кругу, у кого есть бриллиант в три карата». Сейчас это стало повсеместным, и пошел обратный процесс, предполагает Зимниски. Люди говорят: «Мне просто нужен природный бриллиант меньшего размера».

«Любая лаборатория драгоценных камней может заметить разницу между искусственным и настоящим алмазом, и ваши друзья, вероятно, тоже, особенно если бриллиант не соответствует вашему экономическому статусу», — добавил Кинни.

Это не означает, что спрос на выращенные в лаборатории камни полностью исчезнет, но продажи, вероятно, будут расти более медленными темпами. По оценкам Зимниски, рост продаж в этом году может упасть до однозначного процента, по сравнению с ростом в 20–30%, когда синтетические бриллианты были на пике своей популярности.

Такие камни, скорее всего, больше не будут рассматриваться как альтернатива владению настоящим бриллиантом. Они выделятся в отдельный, более дешевый рынок для тех, кто не хочет покупать настоящую вещь или однажды перейдет на природный камень, говорят Зимниски и Кинни. А тем, кто приобрел искусственный бриллиант на пике спроса и цен, придется зафиксировать убытки. По словам Кинни, ломбарды, скорее всего, не дадут и 10% от суммы, которую покупатели заплатили за любой синтетический бриллиант, даже если он весит более одного карата.