ВВС Украины нанесли удар по позициям повстанцев на Донбасе при помощи турецкого беспилотника «Байрактар», «прославившегося» в ходе сирийского и карабахского конфликтов. Это первый опыт боевого применения машины с момента ее приобретения Украиной и еще одна «история успеха» в копилку турецкой компании Baykar Technologies, которая на сегодняшний день стала одним из лидеров в области боевых дронов. «Ридус» попытался разобраться в происходящем и выяснить, сможет ли использование беспилотников Bayraktar изменить расстановку сил в Причерноморском регионе?
Первый блин не комом
Информацию об успешном авиаударе распространил украинский генштаб вслед за тем как оперативное командование ВСУ «Восток» сообщило об одном погибшем и одном раненом украинском бойце в результате обстрела со стороны повстанцев. Как предполагает ВВС, применение БПЛА стало ответом на нападение из самопровозглашенных ДНР и ЛНР.
Координаты цели (Д-30) полностью неизвестны, поэтому указан соответствующий район и вероятное местоположение Тельманово/Бойковское, Донецкая область
Еще до официального подтверждения авиаудара, о применении «Байрактара» сообщил украинский военный блогер Роман Доник.
«Для сохранения жизни солдат и гражданского населения в воздух был поднят „Байрактар“, который обнаружил вражескую батарею и уничтожил одно орудие. Расчеты других орудий скрылись», — говорится в твите. Предполагается, что удар был нанесен с помощью БПЛА с бортовым номером «ТВ2−1084» и это один из первых «Байрактар» полученных ВС Украины 20 марта 2019 года.
Ранее «Байрактары» использовались только на учениях. В частности, их работу демонстрировали президенту Украины Владимиру Зеленскому в августе этого года. Тогда он наблюдал за командно-штабной тренировкой в Николаевской области. В ходе учений, среди прочего отрабатывалось отражение воздушных атак силами ПВО и поддержка наземных сил, в том числе и с помощью беспилотников «Байрактар».
В сентябре был подписан меморандум о сотрудничестве между Министерством обороны Украины и компанией Baykar Savunma. Он предполагает строительство учебно-испытательного центра для обслуживания, текущего ремонта, модернизации, а также обучения персонала, эксплуатирующего БПЛА Bayraktar, а также будет налажено украинско-турецкое производство БПЛА.
О том, чем станет первый украинский опыт применения беспилотников, можно будет судить позднее. А пока гораздо более интересным представляется взглянуть на компанию, которая проделала стремительный путь от производителя деталей к станкам и автозапчастей до лидера в мире боевой авиации будущего.
Беспилотный аппарат Bayraktar TB2 на репетиции военного парада в Киеве
От тормозных дисков к господству в воздухе
Отец-основатель и впоследствии старший инженер-механик и председатель правления компании Оздемир Байрактар окончил факультет машиностроения Стамбульского технического университета в 1972 году. Он получил степень магистра на факультете двигателей со специализацией на ДВС.
После окончания учебы он успел поработать во многих компаниях, которые играли ведущую роль в промышленном секторе Турции, таких как Burdur Tractors, Istanbul Retaining Ring Uzel. В 1984 году он основал собственную фирму под брендом Baykar Makina.
Первоначально она выступала субподрядчиком в контрактах по поставке станков с ЧПУ для производства автомобильных запчастей набирающей обороты турецкой автомобильной отрасли. В 1986 году она начала самостоятельное производство автокомпонентов, а в 2000 году, отреагировав на тренды в технологиях, Baykar открыла собственный центр НИОКР.
Оздемир Байрактар
Семейный бизнес на сверхскоростях
Большую роль в переходе к беспилотникам сыграл сын Байрактара — Сельджук.
Байрактар-младший обучался в Стамбульском Техническом университете, а потом защитил докторскую по беспилотным воздушным системам в лучшем инженерном ВУЗе мира — Массачусетском технологическом институте. Темой его диссертации стали «Агрессивные посадочные маневры беспилотных летательных аппаратов».
Сельджук Байрактар
В 2004 году Сельджук с отцом решили перейти к производству БЛА и начал активно убеждать в перспективности этого направления власти Турции.
В 2005 на фоне ограничений, которые ввели США на продажу некоторых систем вооружения, Байрактар призвал турецких чиновников инвестировать в технологии дронов:
«Если Турция поддержит этот проект, эти дроны, то через пять лет она легко сможет выйти на передний план в мире в этой области», — сказал Байрактар младший.Слова упали на благодатную почву и оказались правдой — как раз на эти годы пришелся рост оружейного экспорта из Турции и чиновники были открыты к новому в этих областях.
Спустя два года в 2007 Bayraktar Mini стал первым беспилотником, полностью созданным на турецкие деньги, турецкой фирмой, вставшим на вооружение ВВС Турции. Тогда же была начата разработка беспилотного вертолета, а позднее работа над созданием тактических беспилотных систем. Через год компания начала поставки серийных образцов вертолета Malazgirt Rotary Wing Mini, а еще через год совершил первый полностью автономный полет образец тактического беспилотного самолета, фактически проложивший дорогу Bayraktar TB2, работа над которым завершилась в 2012.
К 2015 году Bayraktar TB2 налетали уже свыше 1000 часов и были готовы к использованию в операции «Щит Евфрата» и последовавшим боевым действиям. Начался экспорт машин — сначала в Катар, а в 2018 — на Украину.
Крестный отец
Нельзя не отметить что успеху семейного бизнеса способствовали и близкие отношения с президентом Эрдоганом, которые в 2016 переросли в родственные — Сельджук Байрактар женился на дочери Реджепа Эрдогана Сумейе.
Baykar TB2
Фактически, Рэджеп Эрдоган может считаться крестным отцом беспилотника Baykar TB2, который успешно дебютировал в Карабахской войне и показал себя вчера на Донбасе. Именно правительство Эрдогана выделило в сентябре 2019 году 600 миллионов лир (около 98 миллионов долларов) на разработку дронов Baykar TB2 и Akinci.
AKINCI
Боевой опыт
В 2014 Presidency of Defense Industries (SSB) сообщала, что дроны компании использовались против целей Рабочей партии Курдистана (РПК) и в ходе турецких операций в Ливии.
В декабре 2020 года именно «Байрактары» обеспечили турецко-азербайджанским силам успех в Карабахской войне, успешно уничтожая бронетехнику и артиллерию сил Нагорного Карабаха. А в марте 2020 ударные БПЛА Bayraktar проверили себя в бою с российской системой ПВО «Панцирь» и вышли победителем.
Надежда Украины на Черном море?
Трижды успешно зарекомендовав себя в боях, Bayraktar TB2 не только поступил на вооружение Сухопутных войск, ВМС, Главного командования жандармерии, Главного управления безопасности (полиции) и Национальной разведывательной организации Турции, но и быстро снискал успех на мировом рынке. Для украинских ВВС турецкий беспилотник, кажется становится одной из главных надежд.
После получения первой партии из шести Bayraktar TB2 для своих ВВС в 2019 году (из 54 планируемых), Украина приобрела шесть экземпляров TB2 для авиации ВМФ. Цена контракта составила 69 миллионов долларов.
Получение первого ТБ2 ВМФ Украины в июле 2021 года ознаменовало собой первое серьезное обновление морской авиации с 1992 года. До этого дня единственным «новым» активом за 30 лет был подержанный вертолет Ка-226, поступивший на вооружение в 2018 году.
Приобретение TB2 стало одним из основных моментов программы перевооружения, начатой Украиной после начала российско-украинской войны в 2014 году.
Хотя Украина унаследовала обширный флот, в который даже входили авианосец, ракетный крейсер, пять фрегатов, несколько судов на воздушной подушке типа «Зубр» и одна подводная лодка, страна сильно пострадала от финансовых потрясений и коррупции 1990-х 2000-х годов.
В результате даже эксплуатация фрегатов, корветов и ракетных катеров стала финансово невозможной. В течение нескольких лет ВМС Украины списали почти все свои более крупные корабли, оставив лишь небольшую флотилию стареющих боевых плавсредств.
Военно-морская авиация столкнулась с аналогичными трудностями. Унаследовав от ВМФ СССР внушительный арсенал, включавший самолеты Су-17, Су-27 и МиГ-29, тяжелые бомбардировщики, такие как Ту-22 и Ту-22М, флот за несколько лет утратил эти активы. Большая их часть была продана в Китай.
Авианосец класса «Адмирал Кузнецов» в 2012 году был модернизирован и введен в эксплуатацию под названием Liaoning. В Китай улетели два палубных Су-33 и Су-25УТГ, тщательное изучение которых китайцами в конечном итоге завершилось созданием их J-15. Впрочем, Ту-142 МПА и истребители вертикального взлета и посадки Як-38М китайцев не заинтересовали.
Международные военные учения Sea Breeze 2021 на Украине
Как отмечает авторы публикации на сайте Oryxspioenkop, помимо собственных возможностей, турецкие беспилотники могут стать своеобразным «мультипликатором» потенциала ВМФ Украины. Они способны обнаруживать корабли противника и передавать их координаты наземным средствам, таким как береговые мобильные ракетные комплексы (БМРК). Такие системы — относительно новый вид оружия для ВС Украины.
Сегодня Украина разворачивает его на основе крылатых ракет РК-360МЦ «Нептун». Дальность действия комплекса оценивается более чем в 300 километров. Ракета с боеголовкой весом около 150 кг развивает максимальную скорость 900 километров в час.
Производство большого количества БМРК дешевле чем создание флота патрульных катеров и может способствовать повышению живучести украинских ВМФ. Планируется, что к 2025 году Украины будет уже три дивизиона РК-360МЦ «Нептун». Что касается собственных возможностей и потенциала, то поскольку дроны подобные Bayraktar TB2, стоят лишь в небольшую часть того, во что обходится боевой самолет и его пилот, неудивительно, что нуждающаяся в деньгах Украина в значительной степени полагается на TB2 в своих усилиях по модернизации.
Хотя некоторые считают, что для сдерживания России Украине стоит инвестировать в истребители F-15, самолет дальнего радиолокационного обнаружения E-2 Hawkeye, а также самолеты-заправщики KC-135 вместе с соответствующими боеприпасами и оборудованием наведения.
Однако, такие машины как TB2 и новый тяжелый беспилотник Bayraktar Akinici с соответствующим набором боеприпасов наверняка предоставят Украине более экономичное и реалистичное средство сдерживания наряду с реальными возможностями военного времени.
Морская версия TB2 оснащена рядом проверенных систем, таких как турель приборов WESCAM MX-15D FLIR и боеприпасы серии MAM. Также он имеет ряд улучшений по сравнению с образцами, ранее приобретенными ВВС Украины. В частности, увеличена со 150 до 300 км дальность связи. Наземные станции управления, похоже, также претерпели небольшие изменения, а новые контейнерные системы обеспечивают большую мобильность.
TB2 может подняться на высоту до 8000 м и оставаться в воздухе в течение 27 часов. Турецкие военные в начале марта 2021 года во время учений Blue Homeland 2021 впервые отработали поражение надводной цели интеллектуальным микробоеприпасом Roketsan MAM-L, запускаемым и управляемым БПЛА TB2. Пораженная цель находилась на удалении 8,0 км от точки пуска боеприпаса, максимальная дальность действия которого заявлена в 15 км.
Международные военные учения Sea Breeze 2021 на Украине
Это означает, что ВМФ Украины теперь обладают эффективным оружием, которое они потенциально может использовать против Черноморского флота России. Так, в зоне поражения турецких БПЛА оказываются ракетные корветы типа 21631 «Буян», или патрульные корветы проекта 22160, которые имеют лишь символическую систему ПВО, представленную зенитно-ракетным комплексом «Гибка», не способным поражать цели на дальностях более 5 км.
Внедрение навигационной системы INS/GPS на MAM-L увеличило дальность действия до более 14 км, хотя и этого недостаточно, чтобы превзойти возможности ПВО некоторых российских кораблей на Черном море. ТБ2 украинских ВМФ будут состоять на вооружении 10-й бригады морской авиации, с авиабазы Николаев-Кульбакино — единственной действующей базы военно-морской авиации Украины, оставшейся после того, как Крым перешел в состав России.
А что у России?
Что касается российских аналогов «Байрактар», то к таковым можно отнести ударный БПЛА «Орион», разработанных компанией «Кронштадт». По своей концепции он близок к американским многоцелевым беспилотникам, таким как MQ-9 Reaper и MQ-1 Predator. Это аппарат способный не только вести разведку и осуществлять наведение, но и поражать наземные и надводные цели при помощи управляемого и неуправляемого вооружения.
БПЛА «ОРИОН» (Иноходец).
Максимальный вес российского БПЛА - 1000 килограммов при полезной нагрузке до 200 килограммов. «Ориона» имеет длину восемь метров, и размах крыльев – 16 метров. Аппарат может находиться в воздухе до 24 часов, поднимаясь на высоту до 7,5 километров. Максимальная скорость «Ориона» - 200 километров в час.
Опытные образцы БПЛА оснащены австрийским двигателем Rotax 914 мощностью 115 лошадиных сил. Серийные аппараты предполагается снабжать отечественными моторами АПД-110/120.
Впрочем, на данном этапе говорить о том, что «Орион» и ему подобные российские БПЛА способны стать полновесной альтернативой «Байрактарам», преждевременно. В отличии от последних, российские машины только поступают на вооружение в единичных количествах.