Туристический рынок продолжает испытывать турбулентность из-за банкротства «Трансаэро». В четверг на сайте туроператора «Библио-Глобус», основного партнера авиакомпании в турбизнесе, появилось сообщение, взбудоражившее агентов и их клиентов. В нем оператор предупреждал о том, что у него отсутствует возможность осуществить выписку авиабилетов и передать полный пакет документов, необходимый для поездки всем туристам, у которых дата окончания поездки после 24 октября 2015 года.
«07 октября 2015 года Директорат специальных продаж Департамента Коммерции ОАО «АК «ТРАНСАЭРО» информировал нас о том, что перевозка на обратных рейсах, выполняемых авиаперевозчиком, будет выполняться до 24.10.15 г., а авиабилеты на всех обратных рейсах авиакомпании с 25.10.15 г. необходимо аннулировать», — пояснил «Библио-Глобус». При этом было отмечено, что сам туроператор в полном объеме оплатил и перевозку, и другие услуги (отели, визы, страховки).
Больше всего возмущения вызвал последний абзац этого обращения: «Возврат денежных средств за туристские продукты, аннулированные в связи с существенным изменением обстоятельств, связанным с отказом авиаперевозчиком оформить полетные документы, в нарушение условий заключенного соглашения, будет осуществлен только после возврата туроператору денежных средств со стороны авиаперевозчика и партнеров».
Как пояснили «Ридусу» юристы, данное заявление туроператора противоречит закону. «Есть совершенно четкие юридические характеристики таких событий — это неисполнение обязательств по договорам о реализации туристского продукта, которые влекут за собой соответствующие последствия, — рассказал юрист, член правления Российского союза туриндустрии Георгий Мохов. — Если услуги не оказаны, то должны возмещаться убытки потребителю. Если туроператор их не в состоянии возместить самостоятельно, у него нет денег, или по каким-то причинам он не хочет этого делать, то наступает страховой случай по финансовому обеспечению туроператора, и в действие вступает страховщик. Свои отношения с перевозчиками, с иными поставщиками можно решать уже далее в регрессном порядке в арбитражном суде. Это отношения между юридическими лицами. А отношения с потребителем регулируются другим законодательством, они должны исполняться».
По словам адвоката Клуба защиты прав туристов Федора Коробкова, если туроператор понимает, что не может исполнить взятые на себя обязательства, он должен в течение 10 дней с того момента, как это стало понятно, возвратить туристам денежные средства за тур. Если же возврат невозможен, турист имеет право обратиться за страховым возмещением в страховую компанию, где застрахована гражданская ответственность туроператора, либо в суд с исковым заявлением о взыскании с туроператора этих денежных средств. «Официальная публикация — уже повод. Можно заверять эту страницу с помощью нотариуса и обращаться в страховую компанию. Она либо рассматривает ваше заявление, либо выплачивает денежные средства, либо дает отказ, тогда уже обращаетесь в суд», — говорит эксперт.
Впрочем, в ближайшее время этого, похоже, не понадобится. Практически сразу после появления злополучного сообщения появились предположения о том, что этот шаг — намеренная попытка создать общественный резонанс, чтобы добиться решения возникшей проблемы. И попытка явно удалась. В пятницу ближе к вечеру появилась информация о том, что «Библио Глобус» вместе с авиакомпаниями «Аэрофлот» и «Трансаэро» достиг договоренности о перевозке пассажиров «Трансаэро» до 15 декабря 2015 года.
«Сегодня было принято решение о предоставлении туроператору дальнемагистральных лайнеров Boeing 777 (из парка авиакомпании «Оренбургские авиалинии») для выполнения договорных обязательств между туроператором «Библио глобус» и авиакомпанией «Трансаэро» по перевозкам туристов до 15 декабря 2015 года. Данное решение было принято в связи с невозможностью «Трансаэро» выполнить рейсы по направлениям туроператора собственными силами и аннулированием «Трансаэро» всех чартерных рейсов после 25 октября», — говорится в пресс-релизе оператора.
Между тем, есть основания предполагать, что на этом проблемы не закончатся. СМИ уже сообщают о туристах, зависших в аэропортах из-за отложенных на неопределенный срок рейсов «Трансаэро». А на туристический портал TourDom.ru вечером 9 октября поступила информация от генерального директора «Трансаэро Тур» Элеоноры Красовской, по словам которой «Трансаэро» не выписывает билеты по оплаченным туроператором блокам на ряде направлений. При этом речь идет о ближайших выходных — 10−11, а также о 12 октября. В общей сложности в ближайшее время без мест на самолетах проблемной авиакомпании рискуют остаться 111 клиентов, большая часть которых вылетает из Москвы.
Обращения туроператора к руководителю авиакомпании и во все службы, имеющие отношение к контрактингу и оплатам, остались без ответа. «Вылеты уже завтра, а мы не можем даже выписать билеты нашим туристам, за которых мы перевели деньги перевозчику», — недоумевает Элеонора Красовская. При этом она заверила, что, несмотря на искусственно созданную ситуацию по дискредитации компании, туроператор готов вернуть туристам уплаченные ими суммы. В свою очередь, директор еще одного блочника «Трансаэро», компании «Интурист» Виктор Тополкараев в интервью TourDom.ru сообщил, что обязательства по перевозке его клиентов авиакомпанией выполняются. Последний вывозной рейс состоится 11 октября, а далее совместная программа у туроператора с «Трансаэро» не планировалась.
Так что вопрос «что делать туристам с перевозкой «Трансаэро» в оплаченных турах» сохраняет актуальность. Однако и ответ не изменился: ждать! Либо благополучного исхода, либо наступления страхового случая. Ничего другого не остается. Самостоятельно аннулировать сомнительный тур эксперты не рекомендуют. «Если нет подтверждения того, что туроператор отказывается от своих обязательств, и нет никаких подтверждений того, что этот тур действительно не будет реализован, это будет рассматриваться как односторонний отказ туриста от совершения путешествия, и турист обязан будет возместить оператору реальные расходы, понесенные в связи с организацией поездки», — поясняет Федор Коробков.