Во вторник в Москве российские оппозиционеры представили доклад «Путин. Война». Работу над ним начал еще Борис Немцов с целью показать свое видение украинского гражданского конфликта. Следует обратить внимание, что подобные документы одиозный политик выпускал регулярно, однако этот доклад завершить при жизни он не успел. Не удивительно, что его соратники по партии «РПР-Парнас» не упустили уникальный шанс «пропиариться» на скандальной теме и, не стесняясь, доработали «исследование» покойного.
По словам оппозиционера Ильи Яшина, в докладе Бориса Ефимовича содержатся «неопровержимые доказательства» участия регулярных частей армии РФ в гражданской войне на территории Донбасса.
«Сенсационные данные» Немцова представляют собой пять небольших тезисов. В них содержатся классические русофобские заявления, которые ранее уже не раз выдвигались украинскими и западными политиками, а также аффилированными с ними СМИ. Поэтому говорить хотя бы о намеке на какую-то экспертизу вовсе не приходится. Вместо того, чтобы попытаться разобраться в фактах, расследовать их, авторы заново повторили голословные пропагандистские обвинения в адрес России, которые успели набить оскомину.
Итак, разберем тезисы оппозиции по-порядку.
Первый. Не менее 150 российских солдат погибли в августе 2014 года, согласно оценкам источников Немцова. Тогда украинская армия перешла в наступление, но была остановлена под Иловайском российскими войсками. Родственники погибших военнослужащих, как сообщается в докладе, получили по 2 млн руб. и дали подписку о неразглашении относительно обстоятельств их гибели.
Второй. Около 70 российских солдат (в том числе, не менее 17 десантников из Иваново), по утверждению Немцова, погибли в январе-феврале 2015 года под городом Дебальцево. Представители интересов родственников военнослужащих в феврале обратились к Немцову за помощью, так как не могли добиться компенсаций. В докладе говорится, что на тот момент солдат, отправляемых в Донбасс, стали увольнять из армии и выдавать за добровольцев. Минобороны России обещало платить компенсации за смерть и увечья, несмотря на увольнение. Однако в докладе утверждается, что это обещание выполнено не было.
Во-первых, родственники военнослужащих, на которых ссылаются авторы «разоблачения», могут оказаться столь же потешным мемом, как «независимые источники», «источник близкий к окружению» и так далее. О точности этой информации говорить не приходится, так как данные обезличенны, а значит проверить их нереально.
«Люди как фокусники — занимаются простым распространением слухов. Как жулики и наперсточники, делают нечто из ничего», поделился своими размышлениями насчет «родственников» в интервью «Взгляду» политолог Олег Матвейчев.Во-вторых, никто из официальных российских лиц так и не опроверг возможность нахождения на территории Донбасса добровольцев из РФ.
Но разве наличие добровольцев означает присутствие на Украине регулярных частей российской армии?
На этот вопрос лучше всего ответил начальник Генерального штаба ВСУ Виктор Муженко: «Боевых действий с подразделениями регулярных войск российской армии мы не ведем».
Возможное наличие российских граждан среди ополченцев не может являться свидетельством проявления российской агрессии против Украины. Напомним, что граждане РФ, например, присутствуют среди боевиков радикальной военной группировки «Исламское государство», но это не говорит о российской агрессии против Ирака.
Более того, Донецкая и Луганская области превратились в зону боевых действий благодаря решению киевских властей провести так называемую «антитеррористическую операцию» (АТО). Таким образом, вся ответственность за развязывание гражданской войны, жертвы и разрушения целиком лежит на инициаторах АТО — Александре Турчинове (который на тот момент исполнял обязанности президента), а с июня 2014 года — на президенте Украины Петре Порошенко. Россия с самого начала конфликта призывала Киев остановить боевые действия и отвести войска, но эти призывы так и не были услышаны, что привело к гуманитарной катастрофе и огромному количеству беженцев.
Далее в докладе Немцова приводятся баснословные суммы, которые Россия якобы потратила из своего бюджета на войну на Донбассе.
Третий. Около 53 миллиардов рублей было потрачено из российского бюджета на войну на юго-востоке Украины за десять месяцев — такую оценку дал соавтор доклада, директор по макроэкономическим исследованиям ВШЭ Сергей Алексашенко. Он предположил, что 21 миллиард рублей потребовался на содержание 6 тысяч добровольцев, 25 миллиардов рублей — на поддержку 30 тысяч местных ополченцев, 7 миллиардов рублей — на эксплуатацию, обслуживание и ремонт техники.
Четвертый. 80 миллиардов рублей было потрачено властями российских регионов на содержание беженцев из Донецкой и Луганской областей Украины с июля 2014 года. Эту оценку в докладе также приводит Сергей Алексашенко.
Пятый. 2 триллиона рублей из своих зарплат и 750 миллиардов рублей из своих сбережений, по подсчетам Алексашенко, потеряли россияне за год после присоединения Крыма. Экономист поясняет, что в связи с западными санкциями и ответным продуктовым эмбарго цены дополнительно выросли на 5,5%. Именно эта цифра заложена в основу расчетов.
«Разоблачительные» подсчеты «несогласных» опять же построены на личных домыслах директора по макроэкономическим исследованиям ВШЭ Сергея Алексашенко. А домыслы, они и в Африке домыслы…
Кроме того, если покопаться в биографии Алексашенко, можно выяснить, что нравственной чистоплотностью этот человек не отличается. По словам Андрея Илларионова, именно он накануне кризиса 1998 года играл на рынке ГКО в личных целях, обладая инсайдерской информацией, к которой ему открывала доступ служба.
Можно ли безоговорочно доверять утверждениям Сергея Алексашенко, который не раз был уличен во лжи?
О безграмотности авторов «разоблачения» и их нежелании работать с фактами говорит также и ряд фееричных пассажей, которыми буквально наводнен весь доклад.
Например, в нем говорится, что «войну на востоке Украины часто называют гибридной», что это, дескать, уникальное изобретение Владимира Путина: не прямая военная агрессия, но создание вооруженного конфликта на территории соседнего государства таким образом, чтобы формально его инициатору невозможно было предъявить претензии.
Достаточно открыть «Википедию» и прочитать, что термин «Гибридная война» был предложен в США и ничего общего с определением оппозиционеров он не имеет. Это словосочетание используется для описания нападений с применением ядерного, биологического и химического оружия, самодельных взрывных устройств и информационной войны.