C самого объявления проекта и до последнего трейлера невооруженным глазом видно, что «Дюна» — проект крайне амбициозный. В основе — книга, ставшая культурным феноменом, в касте сплошь самые знаменитые имена последних лет, да еще и на производство выделили 165 млн $ (что для оригинального проекта в наше время — сумма неслыханная). А режиссером всего этого «художественного безобразия» выступает сам Дени Вильнёв — ранее постановщик малобюджетных триллеров, выросший в одного из самых востребованных режиссеров Голливуда.
Действие «Дюны» разворачивается в далеком будущем. Благородному роду Атрейдесов предстоит стать наместниками планеты Арракис, представляющую собой бесконечную пустыню под палящим солнцем, которую населяют гигантские песчаные черви. Но без особого материала, который местные называют «специями», невозможны межгалактические полеты, поэтому Арракис обладает невероятной ценностью.
Потомка правителя — юного Пола Атрейдеса — мучают сны об этой планете и девушке, которую он никогда не видел. Все это оказывается хитроумной ловушкой, сулящей ужасный исход роду Атрейдесов. Молодому человеку придется сразиться со всеми кошмарами беспощадной пустыни, чтобы отомстить Императору за предательство и дать разразиться давно назревающей войне.
Тимоти Шаламе в образе Пола Атрейдиса
Если попытаться определить жанр ленты, то формулировка «фантастический философский эпик» окажется наиболее точной. Назвать «Дюну» боевиком или блокбастером просто язык не поворачивается. С самых первых кадров видно, что фильм изо всех сил хочет выглядеть эталоном максимально серьезного и вдумчивого кино, которое требует к себе такого же трепетного отношения.
Вспоминая «Бегущего по лезвию 2049» и глядя на визуальный стиль «Дюны», ее темп повествования и почти шекспировские страсти в сюжете, мы видим, что Дени Вильнёв воплотил свою концепцию идеального блокбастера.
В его видении большое кино обладает размахом кэмероновского «Аватара», пафосом греческого эпоса и ощущением присутствия зрителя на театральном спектакле. Здесь нет непрерывного клипового экшена в стиле Майкла Бэя, ни стандартных шуточек по лекалам Marvel. В общем и целом, ленту можно назвать артхаусной драмой с актуальной повесткой, с головой завернутую в дорогие спецэффекты.
Джош Бролин и Тимоти Шаламе отлично сработали в экшен-сценах
С визуальной частью у фильма все отлично — мир «Дюны» безумно красив. Оказалось, что даже пустыню можно снять так, что она будет захватывать дух. Футуристический концепт выдержан на уровне — чувствуется желание, как покорить новыми идеями, так и внести некую ноту ностальгии по фильмам 60-х. Картину хорошо заточили под объемный формат — в IMAX 3D она смотрится умопомрачительно.
Да и актерский состав проделал отличную работу. Среди всех громких имен больше всего хочется отметить конкретно троих — Ребекку Фергюссон, Джейсона Момоа и Тимоти Шаламе. Фергюссон воплотила многогранного персонажа, отвечающего всем посылам здравого феминизма — с одной стороны у нас есть сильная, волевая женщина с тяжелым прошлым и сокровенными тайнами, а с другой — мать, искренне переживающая за судьбу единственного ребенка и готовая на все ради его спасения. Эта уязвимость заставила по-настоящему переживать за судьбу героини и тех, кто ей дорог.
Ребекка Фергюссон сыграла Леди Джессику — мать наследника Атрейдисов, волевую женщину и любящую мать.
От Момоа не требовалось практически ничего, но звезда «Аквамена» приятно удивил, подарив нам очень колоритного и запоминающегося персонажа. Тимоти Шаламе, в свою очередь, поражает способностью в свои 25 выглядеть на экране 15-летним подростком. Наверное, именно это и помогло ему чётче передать характер типичного юнца-максималиста, живущего в мире, где есть лишь чёрное и белое, ощущающего свою исключительность. По ходу фильма его детство заканчивается и ему приходится бороться за жизнь — и не в формате тренировки.
Пол Атрейдис — юнец-максималист.
Казалось бы, здорово, что есть режиссеры и студии, которые не боятся делать оригинальные проекты, не следующие бесконечным штампам и клише. Но так получается, что благодаря излишней церемониальности и серьезности фильм очень скучно смотреть большую часть времени.
Развлекательным кино в понимании обывателя здесь практически не пахнет. Сцены слишком затягиваются, некоторые эпизоды и вовсе смотрятся крайне странно — такое ощущение, будто у режиссера в запасе все время мира. Но когда понимаешь, что за два с половиной часа ты увидел не так уж и много, начинаешь задаваться вопросом — а в смысле?!
Вся проблема «Дюны» заключается в том, что она ничего толком нам так и не рассказала. По сути, это была очень долгая первая серия сериала, которая познакомила зрителя с главными и второстепенными героями, попутно выдав завязку к основному сюжету. До которого мы так и не дошли, ведь лента обрывается очень резко и как обычно — на самом интересном месте.
Зендея, похоже, получила больше денег за пиар фильма, чем за съёмки в нём.
И в итоге оказывается, что лента не выполняет и половины данных обещаний. Зендея, присутствующая во всех рекламных материалах, в этом фильме больше модель с парой реплик, чем полноценная актриса. Ее персонаж появился по-настоящему только на пять минут в конце. Пошутили за фильм вообще всего один раз — и то мы это уже видели. В трейлере. Понятно, что ждать развлечения от кино, рассказываемого с таким серьезным лицом — идиотизм, но порой обстановку всё же стоит разряжать.
Отголоски «Звездных войн» и «Властелина колец» чувствуются, но в данном плане их нельзя сравнивать, ведь у «Дюны» отсутствует какая-либо самостоятельность. Если картина не соберет более-менее приличной кассы, то и второй части нам не видать. И плевать Warner на контракт с Вильнёвым, подписавшимся на два фильма. Уж слишком хорошо в Голливуде отработана схема: нет прибыли — проект закрыт.
Слева направо: Ребекка Фергюссон, Зендэйя, Хавьер Бардем и Тимоти Шаламе.
Потратив слишком много времени на экспозицию, режиссер упустил из виду многие факторы, из-за которых рядовой зритель картину осудит и не примет. Книга Фрэнка Герберта уже не раз доказала, что не все литературные феномены поддаются переносу на большой экран. Возможно, этот фильм не стал исключением.
И всё же жаль, если мы не увидим сиквел. Уж больно хорошо «Дюна» смотрелась под конец. Было много интересных идей, да и актеры сыграли хорошо. К тому же, когда самостоятельные проекты терпят крушение в прокате — это всегда плохо. Ведь студии снова начнут налегать на сиквелы и ремейки, от которых мы все немного подустали.
Оценка: 6 из 10.
"Дюна" - в кинотеатрах с 16 сентября.
Другая премьера — российский сериал «Контакт» — потратила на экспозицию куда меньше времени, задев большое количество актуальных тем. Рецензию на сериал можно прочесть здесь.