В Ереване прошла Первая российско-армянская конференция, посвященная мировым угрозам биологического характера, организованная «Ридусом» и Евразийским дискуссионным клубом. Приглашенные на конференцию международные эксперты обсудили вопросы, связанные с медико-биологической деятельностью США на территории постсоветского пространства.
Модератором дискуссии выступил обозреватель «Ридуса» Александр Александровский. Он также представил подробный доклад о проблеме американских биолабораторий и тех угроз, которые от них исходят.
Биооружие: от мифов к реальности
В ходе своего выступления Александр Александровский напомнил, что США с 1998 года называли угрозу от биологического оружия (БО) первостепенной, превышающей угрозу от химического и ядерного оружия. По словам участника конференции, сегодня оценка вероятности применения биологического оружия неоднозначна: к нему относятся как к мифу из минувшего столетия. Однако факты говорят об обратном.
Александр Александровский
В 2007—2009 годах в мире случились ряд эпидемий. В Индии в результате эпидемии холеры скончались около ста человек. Вспышка холеры произошла в Северной Кении: более 4,7 тысячи человек переболели, а 119 из них умерли. В 2008 году в Уганде произошла вспышка нового вируса Эболы. В этом же году произошла вспышка холеры в иракской провинции Бабиль. В 2009 году количество заболевших холерой в Зимбабве превысило 60 тысяч человек, число погибших — более трех тысяч. Сегодня никто не может утверждать, что все эти эпидемии — случайность и имеют только природное происхождение, — заявил Александровский.«Существует мнение, что ВОЗ намеренно скрывает тех, кто тестирует это биологическое оружие, — продолжает Александровский. — За последние годы биотехнология шагнула далеко вперед. Сегодня существует технология создания вируса с заданными возможностями, то есть „многоцелевых“ вирусов с различными функциями. Такие вирусы являются идеальным инструментом для генной терапии. Вместе с тем их можно превратить в оружие массового поражения и направить на разрушение жизнедеятельности организма человека. Например, избирательно вывести из строя только мозг, органы зрения, пищеварения, размножения и так далее».
Сдерживать распространение биологической угрозы должна была бы Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО), вступившая в силу в 1975 году. «Однако Конвенция не содержит реальных механизмов контроля, — считает Александровский. — К тому же все попытки подписать подготовленный Протокол, то есть план соглашения по контролю над БО, в 2001 году были отвергнуты США. С тех пор американцы постоянно уклоняются от создания верификационных механизмов в рамках КБТО. По заявлению МИД РФ, до сих пор нет документального подтверждения, что все объекты, находящиеся под юрисдикцией и контролем США, ранее участвовавших в военных биологических программах, уничтожены или перепрофилированы на мирные цели».
Александр Александровский и Андрей Гулютин.
Сегодня Пентагон активно работает над созданием БО третьего «геномного» и четвертого «протеомного» поколения. США является флагманом в протеомике, а БО, компонентами которого являются молекулярные патогены, не имеют себе равных. Военное ведомство поместило свои испытательные полигоны далеко за пределами США. Об этом свидетельствуют факты строительства биологических лабораторий в Азербайджане, Армении, Грузии, Казахстане, Узбекистане, на Украине, в Молдове. В результате развала СССР и передачи боевых патогенов бывшего Союза Пентагону в мире нарушен баланс противовесов по БО в пользу США. И Америка продолжает наращивать разработку и производство БО, а также размещать смертельное оружие на территориях возможных театров военных действий. И как заявил интернет-изданию The People’s Voice известный американский писатель и журналист Стивен Лендман, «ядерные, химические и биологические атаки — всего лишь вопрос времени». Постоянное состояние войны — это политика США. По его же мнению, Америка играет по-крупному.«Таким образом, без системной и целенаправленной комплексной работы по биозащите и биобезопасности любое государство может стать легкой жертвой современного био- и агротерроризма», — резюмировал Александровский.
Кольцо биолабораторий
По всему миру действуют сотни американских биологических лабораторий, зачастую расположенных в непосредственной близости от границ стратегических противников США. Об этом в ходе конференции напомнил главный редактор «Ридуса» Андрей Гулютин.
С другой же стороны, уже не первый год международные эксперты в сфере медицины, биологии, поддерживающие их журналисты, общественники, политики требуют открыть информацию о деятельности более 400 американских биолабораторий, действующих под «крышей» Пентагона и размещенных буквально по всему миру, часто в непосредственной близости от границ стратегических противников США. Вряд ли их работа носит мирный характер, и очевидно, что она несет опасность жителям всего земного шара. Сейчас, когда по всему миру распространяется эпидемия коронавируса, происхождение которого, по сути, так и не установлено, и стоит на пороге угроза появления и распространения новых болезнетворных штаммов, особенно важно если не прекратить работу военных биолабораторий, то потребовать ее прозрачности.О секретных лабораториях США, функционирующих в Армении, поведал участникам конференции лидер коалиции «Единое здоровье», международный эксперт по организации ветеринарного здравоохранения Григор Григорян.
Согласно его докладу, есть все основания полагать, что на территории областей Армении функционируют как минимум две секретные лаборатории, о которых ничего не говорится.
Григор Григорян и Александр Александровский
В рамках одобренной в 1991 Конгрессом США Программы совместного уменьшения угрозы (Cooperative Threat Reduction Program), которая подразумевала оказание помощи странам бывшего СССР в ликвидации запасов ядерного, химического и биологического оружия в соответствии с договорами о разоружении, на 2020 год на территории Армении действовала сеть из 11 лабораторий, десять из которых находились в регионах страны и одна — в Ереване. Однако это далеко не полный список, отметил эксперт.
Какие же цели преследуют эти секретные биолаборатории?
Виды деятельности биолабораторий США
В конференции принял участие патологоанатом, судебный медик, клинический фармаколог Александр Эдигер, который более 20 лет занимается исследованием проблем, связанных с биологическим оружием. По его словам, эти секретные комплексы являются неотъемлемой частью гибридной войны.
Биологические центры, существующие в таких государствах, как Казахстан, Грузия, Армения, Украина и Молдова, являются экстерриториальными военными объектами, которые формально защищены соглашениями с правительствами тех стран, где они расположены. По сути своей, по видам финансирования, по режимной форме он являются в чистом виде военными объектами с единственной задачей: подготовка или реализация гибридной войны.Эксперт считает, что следы деятельности биологических центров вокруг России — это вспышки заболеваний, крымская лихорадка, бруцеллез и так далее. «Возможно ли, что все это — результаты деятельности этих центров? Более чем. Но едва ли это приоритетно хотя бы потому, что следы прослеживаются легко и риск формирования тяжелых информационных последствий в высшей степени велик».
Так каковы же на самом деле виды деятельности биолабораторий США?
Первая цель — это активная разведывательная деятельность на территории данных стран, отметил Эдигер. Сюда входит сбор открытой информации, статистики о состоянии здоровья населения, о фармацевтической промышленности, о всех видах предприятий, имеющих отношение к биологии, а также сбор информации о способах лечения и о реакции на него.
Вторая цель — изучение и выполнение исследований по конкретным заданиям метрополии. «Любой из возбудителей циркулирующих на территории стран инфекций, даже банальных сезонных, кишечных и детских инфекций, должен быть изучен: иметь развернутую математическую модель эпидемиологических параметров, подтвержденную практикой, — вирулентность, скорость распространения, практические возможности заражения больших масс населения», — подчеркнул эксперт.
На конференции в Ереване
Третья цель — разведка боем. По словам Эдигера, существует пока не проверенная информация, что некоторые несложные, легко маркируемые и выделяемые возбудители инфекций попадают в группу мигрантов, с помощью которых пересекают несколько границ внутри СНГ. «Потом отследить путь этой инфекции не представляет больших трудов — простой целевой, таргетный способ. Это в чистом виде протаптывание дороги любому возбудителю, чтобы в дальнейшем готовиться к гибридной войне», — отметил эксперт.
И четвертая цель — выполнение медицинских и фармакологических исследований в тех ситуациях, когда это невозможно сделать на территории США, Канады или Западной Европы из-за определенных рисков. При этом любая компания, производящая в рамках этой цели медицинские препараты, выступает партнером госорганов. «Страна, где размещен такой биологический центр, становится полигоном и получает все возможные риски и побочные эффекты», — подчеркнул эксперт.
Я глубоко убежден, что эти виды деятельности — это реальность, а не гипотезы теоретиков от разведки и контрразведки, — заключил Эдигер.Реальная угроза биотерроризма
О деятельности американских биолабораторий на территории Украины рассказал в ходе международной конференции экс-сотрудник Службы безопасности Украины Василий Прозоров. По его данным, на территории страны действуют не меньше 15 таких учреждений — в Одессе, Виннице, Ужгороде, Львове, Киеве и других городах.
По долгу службы мне приходилось касаться вопросов биотерроризма. В последние годы я проходил службу в антитеррористическом центре СБУ, который занимается в том числе противодействием биотерроризму. В рамках ознакомления с документами по этой линии работы я ознакомился с деятельностью американских биологических лабораторий на территории Украины. Позже я стал разрабатывать эту тему самостоятельно и провел ряд расследований, — рассказал Прозоров.«В 2013 году президент Виктор Янукович поставил задачу перед объединенной комиссией, в состав которой входили представители Минздрава, Национальной академии медицинских наук, госкомиссий по ветеринарной медицине и санитарным вопросам, а также СБУ: установить, является ли деятельность американских биолабораторий на Украине опасной для страны или же она несет какие-то позитивные моменты. Решение комиссии было однозначным: деятельность таких лабораторий противоречит интересам государства и несет потенциальную угрозу жизни и здоровью населения страны. Этот доклад привел к тому, что деятельность Агентства уменьшения угроз США на территории Украины была заморожена», — продолжил участник конференции.
Поэтому я утверждаю, что руководства всех стран, на территории которых находятся биологические лаборатории, подконтрольные Минобороны США, прекрасно отдают себе отчет в том, что это бомба замедленного действия, заложенная под государственность этих стран. К сожалению, страны, в которых находятся те лаборатории, можно назвать не вполне самостоятельными в вопросах внешней и внутренней политики, чем и пользуются американские представители соответствующих сфер деятельности.Прозоров обратил внимание на финансовую сторону проникновения американских интересов в страны на территории постсоветского пространства: «По оценкам украинских специалистов, на 2013 год коллекция патогенов на территории Украины оценивалась в два миллиарда долларов. Это были старые советские запасы. После того как на территории Украины заработали американские лаборатории, эта коллекция особо опасных патогенов пропала. Американская сторона сэкономила колоссальные средства и время, которые нужно было потратить для достижения своих результатов. А Украина эти возможности потеряла».
После событий 2014 года власть на Украине перешла в руки конкретных ставленников США и других западных стран, и деятельность биолабораторий была возобновлена, констатировал Прозоров.
В свою очередь, журналист-расследователь болгарской редакции News Front Ася Зуан рассказала о своем расследовании деятельности биолабораторий в Грузии. «Биотерроризм — это невидимая мировая угроза из США. Соединенные Штаты активно продолжают свою военно-биологическую деятельность, причем бесконтрольно и нетранспарентно», — отметила участница конференции.
На сегодняшний день нет четкого определения биотерроризму, но этот термин предполагает применение биологического оружия в террористических целях на своей или чужой территории. То, что мы обнаружили в Грузии, это подтверждает: все факты говорят, что, скорее всего, США конкретно занимаются разработкой биологического оружия. Были найдены доказательства этой деятельности.Зуан напомнила, что в 2018 году экс-глава госбезопасности Игорь Гиоргадзе представил шокирующие данные и документы из Пентагона, судя по которым в лаборатории Лугара под дипломатическим прикрытием американские военные занимаются разработкой вирусов и опасных патогенов.
Это биологическое оружие. Как известно, это самое страшное оружие массового поражения. На сегодняшний день опасность биотерроризма очень велика, — заключила участница конференции.