Культура

Невозможное быть представленным в СССР, показано у стен Кремля

7 429

Вынесенные в подзаголовок слова могут показаться голым пафосом, но ниже, разбирая некоторые из работ художника, я попытаюсь этот пафос обосновать.

Холсты Булатова были невидимы в СССР по нескольким весьма банальным причинам. Они оказались далеки от соцреалиазма (как господствовавшего стиля) и одновременно оппозиционны советской социалистической реальности (как господствовавшего образа жизни). Двадцатый, кровавый и в большой степени "коммунистический" век перечёркнул многое из того, что мы могли бы иметь, чем могли бы жить. Поначалу обещавший яркое культурное, мирное будущее, с течением времени он наложил на часть действительности красную решётку, многих сделав лишь силуэтами. Других же время будто вырезало из жизни.

1 Андрей Краснощёков/Ridus.ru 2 Андрей Краснощёков/Ridus.ru 3 Андрей Краснощёков/Ridus.ru

Единственной Булатовской площадкой, доступной в то время, были страницы детских книг. Мамы, папы, дети и не подозревали, что автор не только картинки рисует для десятков книжек, но и пишет картины, недоступные никому, кроме его друзей.

4 Андрей Краснощёков/Ridus.ru 5 Андрей Краснощёков/Ridus.ru 6 Андрей Краснощёков/Ridus.ru 7 Андрей Краснощёков/Ridus.ru

А писал он холсты по нашу сторону железного занавеса. Тот мир, что он разбирал на образы, те лозунги, которые он с окружающими сюжетами, видами совмещал - были рядом с Булатовым. Жил с этой системой, видел её, фиксировал. Вот почему «ЖИВУ - ВИЖУ» - самые подходящие слова для названия выставки. Эти же слова в заглавной работе.

8 Андрей Краснощёков/Ridus.ru

Не просто ЖИТЬ, а ВИДЕТЬ, подмечать сильнейшие смыслы в банальном на первый взгляд окружающем мире - это особое умение. Подчёркивая в картинах эти фрагменты действительности, автор не делает однозначных объяснений, не выставляет себя мудрецом, а предлагает зрителю самому соотнести увиденное с ощущениями. Возьмём, например, так часто встречающееся нам пересечение написанных слов с ландшафтом.

9 Андрей Краснощёков/Ridus.ru

Работа «Не прислоняться» переносит нас в подмосковную электричку. Здесь можно считывать множество смыслов, опираясь на собственный опыт. «Не прислоняться» к лесу, природе - получается плакат экологической тематики. Прочтём «Не прислоняться», вспомнив, что написано это на захлопнувшейся двери, - получается предостережение, преграда. И получается плакат политический. Электропоезд, как система, уносит нас от солнца и простора. А мы и сами готовы ехать по проложенным рельсам, не решаясь выйти на небольшой станции. И забываем, что когда, наконец, мы решимся, могут и сумерки наступить.

10 Андрей Краснощёков/Ridus.ru

Символы Системы, то, как она объясняет нам мир, в большинстве случаев категорически не соотносятся с реальностью. Они лишь противоестественная надстройка, давлеющая над человеком. Демонстрирует это на полотне друг Булатова - художник Васильев. Именно его изобразил Эрик, идущим по подлинной земле под символами, будто бы её обозначающими, но в действительности противоестественными, совершенно бессмысленными.

11 Андрей Краснощёков/Ridus.ru

А вот знаменитая картина Иванова, перед которой Булатов изображает совершенно разных зрителей. Причём, не забываем, что зрители есть и в самой картине. Только там это народ, ждущий Христа, обращенный к нему. А нужен ли кому-то божий сын из тех, кто изображён на переднем плане полотна Булатова? Вряд ли. Да и в Третьяковку, мало понятно, зачем они пришли. Любоваться, но не понимать.

12 Андрей Краснощёков/Ridus.ru

Любоваться, но не понимать, не использовать. Это и есть самое опасное в отношении к искусству. Это и есть то, на что опираются часто гонители искусства современного. В их понимании изобразительное творчество должно «радовать глаз», «успокаивать», «быть красивым или чувственным». В этом коварная ошибка. И позволю, возможно, банально на эту ошибку указать. Искусство, как и литература должны говорить и действовать, а не замирать на стенах музеев и в альбомах. Вот почему надо понимать термин «современное» как «актуальное», то есть злободневное, действующее. И отлично, если оно создано новыми методами, техниками. Оно, действительно, может оказаться шокирующим или абстрактным с виду. Но если в нём есть сообщение, желание эпоху, событие человека честно отразить или даже изменить, то оно современно.

13 Андрей Краснощёков/Ridus.ru 14 Андрей Краснощёков/Ridus.ru 15 Андрей Краснощёков/Ridus.ru

Булатов, на мой взгляд, есть один из примеров тех, кто доказывает это. Доказывает даже, перешагнув восьмой десяток жизни. «Наше время пришло» - указывает он ещё в одной работе, представленной в Манеже. Хочется думать, что пришло время не потребителей, обывателей, а того, чьи глаза смотрят наверх, на этот противоречивый городской пейзаж (кстати, это переход под Садовым кольцом, ведущий к Курскому вокзалу). Пришло время тех, кто покидает тень и шагает вверх по лестнице, к солнечному свету, уворачиваясь от тяжёлых людей, подталкивающих обратно вниз, в сумрак прошлой эпохи. 
Хотя, иногда, к сожалению, кажется, что вверх и вниз по переходу идут одни и те же люди... 

16 Андрей Краснощёков/Ridus.ru

Выставка Эрика Булатова «ЖИВУ - ВИЖУ» продлится в московском Манеже до 9 октября.