Автор Telegram-канала «Просто про пиво» контрактный пивовар Александр Савицкий рассказал «Ридусу», что в ближайшее время пиво подорожает минимум на 10%. Это связано с введением новой маркировки продукции.
Представители индустрии отправили коллективное письмо президенту России Владимиру Путину, в котором они просят не вводить маркировку пивоваренной продукции средствами идентификации. В Союзе российских пивоваров ожидают, что после ее внедрения выпуск продукции в стране упадет на треть.
Александр Савицкий подтвердил, что компании, которые уже участвуют в эксперименте, отмечают значительное замедление технологических процессов. Приходится приостанавливать линии розлива, поскольку маркировочные машины не справляются с заданной скоростью производства. Это приводит к уменьшению объема отгрузки. Все это приводит к удорожанию продукции с разных сторон.
Несмотря на то, что операторы «Честного знака» заявляют, что введение маркировки не увеличит стоимость пивной продукции более чем на 50 копеек (это стоимость самой марки), эксперты рынка утверждают, что это далеко от истины.
«Закладываем стоимость дорогостоящего оборудования, которое устанавливается за счет производителя. Закладываем финансовые потери, к которым приводит замедление производства. И вот у нас, грубо говоря, получается 10% к стоимости только из-за маркировки. На мой взгляд, это минимум, которого стоит ожидать», — пояснил «Ридусу» контрактный пивовар Александр Савицкий. Пиво.© unsplash.comКроме того, многие производители не могут позволить себе покупку подобного оборудования и, скорее всего, будут вынуждены либо перепрофилироваться, либо закрываться, либо уходить в теневой рынок.
Это самое любопытное, потому что авторы идеи о маркировке как раз рассчитывали, что контрафакта на алкогольном рынке станет меньше. Еще при обсуждении инициативы участники рынка подчеркивали, что на данный момент в стране работает государственная информационная система по контролю над производством алкогольной продукции — ЕГАИС. Маркировка фактически дублирует уже существующий механизм. Однако этот аргумент услышан не был.
На качество продукта и на потребителя введение маркировки не повлияет никак.
«Основная претензия моих коллег по цеху: в введении этой маркировки не прослеживается достаточного резона. Поддельное пиво как таковое отсутствует. Есть контрафакт в том смысле, что это пиво было произведено и продано в обход ЕГАИС. Но проблема не решается введением маркировки, она решается планомерным вычесыванием недобросовестных производителей с рынка», — отметил Савицкий.По мнению эксперта, об отмене маркировки пивоваренной продукции средствами идентификации речь уже идти не может — слишком большие вложения были сделаны. Однако небольшая отсрочка в связи с санкциями возможна. Маркировочное оборудование в России не производится, и в дружественном Китае тоже.
«Отсрочка возможна, если индустрия технически не будет готова к введению маркировки, то есть не будет необходимого оборудования в достаточном количестве хотя бы для тех, кто готов условно добровольно участвовать в этом. Индустрия зависит от европейского и американского оборудования», — подытожил собеседник «Ридуса».Ранее «Ридус» писал, что сразу несколько крупных отечественных пивоваренных заводов приостановили работу из-за DDoS-атак на ЕГАИС.