Кино

Нежная любовь, 50-е и банды Нью-Йорка: чего ждать от «Вестсайдской истории»

0 9591

«Вестсайдская история» — мюзикл, который покорил не одно поколение за более чем пятьдесят лет своей жизни на мировых музыкальных сценах. Его обожают, цитируют, знают наизусть. В России широкой аудитории он не так был хорошо известен до сегодняшнего дня. Но теперь мюзикл получает новую жизнь, вновь появляясь на больших экранах спустя полвека после последнего появления. Да еще и под руководством одного из главных визионеров современности — Стивена Спилберга.

50-е годы XX века. Нью-Йорк, район Вест-Сайд. Идёт снос жилых кварталов, на месте которых должен вырасти будущий Линкольн-Центр. Идет бесконечная борьба за территорию — потомки ирландских и еврейских эмигрантов, именующие себя Джетами, не дают прохода Акулам, выходцам из Пуэрто-Рико.

В борьбе за американскую мечту и право быть лучшими они не останавливаются ни перед чем. И посреди этого противостояния расцветает нежное и светлое чувство между Марией, младшей сестрой предводителя Акул, и Тони, бывшего вдохновителя Джетов. Естественно, что добром такой союз не кончится.

Для Спилберга "Вестсайдская история" стала первым в карьере мюзиклом и ремейком, который он посвятил отцу, умершему в прошлом году.Для Спилберга «Вестсайдская история» стала первым в карьере мюзиклом и ремейком, который он посвятил отцу, умершему в прошлом году.© 20th Century Studios

Учитывая, что Спилберг в течение всей фильмографии делал исключительно оригинальные проекты, удивителен и похвален тот факт, что легендарный постановщик не побоялся взяться за нечто совершенное новое в своей многолетней карьере.

«Вестсайдская история» Спилберга является мюзиклом в самом классическом его понимании — ярким, полным проникновенных песен и красивых танцев. Визуально лента умопомрачительна — атмосфера Нью-Йорка пятидесятых передана со вкусом и чувством безмерной любви к театральной сцене.

Такое чувство, будто Спилберг всегда мечтал поставить «Вестсайд» в театре, но сцена просто не давала ему развернуться. Масштаб кинематографа помог режиссёру осуществить свою мечту и превратить съемочные павильоны в Нью-Йорк расцвета перемен, пышущий колоритом и страстью.

По части музыкального и танцевального содержания лента с честью отстаивает статус культового мюзикла.По части музыкального и танцевального содержания лента с честью отстаивает статус культового мюзикла.© 20th Century Studios

Фильм уверенно балансирует между двух красочных и наполненных событийностью сюжетных линий — противостояния Джетс и Акул, а также любовной истории новых Ромео и Джульетты. Влияние Шекспира на сюжет чувствуется очень остро, особенно под конец, когда любой зритель, хотя бы отдаленно знакомый со знаменитой пьесой английского драматурга, с легкостью поймет, что будет дальше.

Причем видно, насколько трепетным было отношение режиссера к оригиналу, которое помогло ему оставить дух классики в новом прочтении истории. Тем более, менять в ней что-либо Спилберг не стал. В ленте нет ни намека на современную повестку в стиле движения MeToo, зато есть феминизм здорового человека (одна только фраза Аниты в ответ на желание возлюбленного иметь шесть детей: «Женись на кошке!» чего стоит). Есть и персонаж женского пола, который себя таковым не считает, но его линия проходит настолько аккуратно, что даже противники ЛГБТ навряд ли сочтут это оскорблением своих принципов.

Атмосфера музыкального спектакля (а фильм, в первую очередь, является экранизацией оригинального мюзикла, а не фильма 1961 года, как можно было бы предположить) преследует зрителя с самых первых минут.

"Вестсайдская история" - это мюзикл. А значит, песен и танцев будет немало, будьте к этому готовы.Приготовьтесь к ударной дозе атмосферы 50-х.© 20th Century Studios

Не покидает ощущение присутствия именно в зале театра, которому дали невероятно крутую сцену и потрясающие декорации. Шикарная операторская работа заставляет глаза смаковать каждый кадр Нью-Йорка пятидесятых. Пышные юбки взвеваются, словно костры из песни про пионеров, а эстетикой ушедшей эпохи расцвета американской мечты можно только восхищаться.

Конечно, основное внимание достается именно дуэту из Энсела Элгорта и дебютантки большого экрана Рейчел Зеглер, которые отлично справляются с поставленными задачами. Тони ярко выделяется на хулиганском фоне Риффа и Джетс своей романтичностью и желанием выйти за пределы установленной для него толпы. Зеглер показала свою Марию кроткой и милой, показав, что та обладает и своенравным характером, и внутренней силой.

История любви Марии и Тони выглядит до боли наивной, нарочито стремительной и невероятно приторной. И будь этот фильм простой мелодрамой, мы бы в жизни ему этого не простили. Однако мюзиклам свойственна особая сказочность происходящего. И получается, что если мультфильмы — это сказки для детей, то мюзиклы — это сказки для взрослых.

Энсел Элгорт сыграл Тони - бывшего вдохновителя Джетс, ныне мечтающего вести совсем другую жизнь.Энсел Элгорт сыграл Тони — бывшего вдохновителя Джетс, ныне мечтающего вести совсем другую жизнь.© 20th Century Studios

Главный тандем из Энсела Элгорта и Рейчел Зеглер выглядит гармонично и даже трогательно. В них нет жгучей страсти, скорее трепетная нежность, напоминающая всем нам, что когда-то романтикам хотелось надеть кольцо на палец возлюбленной уже на следующий день после знакомства. Сегодня это выглядит чересчур нелепо, но учитывая, как мило показаны взаимодействия героев, остаётся только умиляться.

Безусловно, в развитии этой линии хватает «залакированной» театральности, чей блеск иногда режет глаза и заставляет внутреннего критика возмущаться тому, что все излишне притянуто за уши. Однако этим фильм и цепляет, ведь перед нами — та самая сказка для взрослых, о которой я упоминал ранее. В таких сказках бывший хулиган может мечтать измениться раз и навсегда, влюбиться безумно с первого взгляда, а его избранница поцелует его еще до самого первого диалога, сразив его наповал своей напористостью.

Невероятен еще и тот факт, что даже спустя шестьдесят лет эта история смотрится вполне актуальной, а современные романтики найдут ее крайне привлекательной. И кстати, как же красиво они поют!

Мария оказывается неожиданно смелой, чем покоряет и Тони, и всех зрителей в зале.Мария оказывается неожиданно смелой, чем покоряет и Тони, и всех зрителей в зале.© 20th Century Studios

В свою очередь, фильм умудряется оставаться еще и историей про нетерпимость, угнетение и жестокость. Ожесточенные стычки Акул и Джетс напоминают самую настоящую войну, в которых верховодят фактически юные мальчишки — глянув в лицо Риффу, главарю Джетс, ему навряд ли дашь больше 17−18 лет. Именно этот юношеский максимализм, который играет в каждом из членов банд, и толкает их стенка на стенку. Причем с самого начала, что эта война не стоит и выеденного яйца и даже кажется наивно забавной.

Но в один момент ставки повышаются настолько сильно, что от умиления и снисходительных смешков не остается и следа. О романтике не думаешь совсем. Думаешь о них — молодых парнях, которые из-за своих идиотских игр в крутых бандитов и придуманной кем-то вражды мало того, что уничтожили самих себя, так ещё и втянули в этот замес столько невинных людей, разрушили столько судеб. Убили столько счастья.

Именно ожесточенное противостояние Акул и Джетс делает фильм настолько привлекательным для самой широкой аудитории.Именно ожесточенное противостояние Акул и Джетс делает фильм настолько привлекательным для самой широкой аудитории.© 20th Century Studios

Режиссер не зря останавливает свое внимание на каждой из банд. Если Акулы оказались первопроходцами на Новой Земле в поисках лучшей жизни, то Джетс в большинстве своем показаны потомками людей, которые никому не были нужны и родили таких же никому не нужных людей. Беспризорность, одиночество, отчаяние, предрассудки — все это рождает ненависть, которая уничтожает все вокруг.

И по ходу действия оказывается, что противоборствующие стороны друг от друга практически не отличаются, но благодаря стереотипу «все иное — опасно» и тем незначительным различиям они не могут этого разглядеть и стать умнее. В мире того времени, как и сейчас, отчаянно не хватает добра и любви. «Вестсайд» декларирует, что лишь это способно спасти нас всех от многих ошибок. Соглашаться с этим или нет — выбор каждого зрителя.

Джетс против Акул. Уставшие от озлобленности люди против уставших от озлобленности людей.Джетс против Акул. Уставшие от озлобленности люди против уставших от озлобленности людей.© 20th Century Studios

В некоторые моменты жалеешь, что не можешь запрыгнуть между ними, лишь бы надавать им по голове, чтоб мозги на место встали. Торжество безрассудства, тестостерона и запредельной гордыни — вот от чего хотелось плакать. И в момент, когда оно достигает своего пика, слёзы уже просто текут из глаз, не спрашивая ничьего разрешения. Ведь за глупость — как свою, так и чужую — приходится особенно дорого платить.

Финал вышел душещипательным. Эмоции хлещут через край, но то, как он стремительно обрывается, оставляет чувство фатальной незаконченности. Опять же, это связано с неотступным следованием за оригиналом (именно так и заканчивается изначальная история), но в контексте кинематографа это выглядит так, будто историю попросту не закончили.

Однако, это не помешало половине зала залить слезами пол и сидеть на своих местах до тех пор, пока не закончатся финальные титры. Красивая история по праву получает статус настоящей драмы, а в противостоянии Акул и Джетс выявить победителя так и не представилось возможным.

Возможно, история выглядит чересчур "театральной", что однако легко простить, ведь перед нами самый что ни на есть классический мюзикл.Возможно, история выглядит чересчур «театральной», что однако легко простить, ведь перед нами самый что ни на есть классический мюзикл.© 20th Century Studios

Что же из себя представляет фильм? «Вестсайдская история» стала, наверное, самым эстетичным фильмом уходящего года, вобрав в себя все самое лучшее от театрализованных представлений, музыкальных драм и кинематографических возможностей. Красивая история о несчастной любви, противостояние усталых от собственной злости и тягот жизни молодых людей, невероятно исполненные песни и буйство красок — все это замешивается в ленту, от которой невозможно остаться равнодушным.

Кино подобного уровня уже давно никто не снимает (и вряд ли будет снимать). Однако именно таких лент нам иногда так не хватает — светлых, красочных, берущих за душу и долго не отпускающих. Есть надежда, что лента отхватит себе пару «Оскаров». Ради приличия.

«Вестсайдская история» — в кино с 9 декабря.

«Дом Gucci» от Ридли Скотта, кстати, продолжает свое шествие по миру. О том, стоит ли смотреть самую скандальную кинопремьеру года и оправдывает ли она возложенные ожидания, читайте в нашей рецензии на фильм.