«Вестсайдская история» — мюзикл, который покорил не одно поколение за более чем пятьдесят лет своей жизни на мировых музыкальных сценах. Его обожают, цитируют, знают наизусть. В России широкой аудитории он не так был хорошо известен до сегодняшнего дня. Но теперь мюзикл получает новую жизнь, вновь появляясь на больших экранах спустя полвека после последнего появления. Да еще и под руководством одного из главных визионеров современности — Стивена Спилберга.
50-е годы XX века. Нью-Йорк, район Вест-Сайд. Идёт снос жилых кварталов, на месте которых должен вырасти будущий Линкольн-Центр. Идет бесконечная борьба за территорию — потомки ирландских и еврейских эмигрантов, именующие себя Джетами, не дают прохода Акулам, выходцам из Пуэрто-Рико.
В борьбе за американскую мечту и право быть лучшими они не останавливаются ни перед чем. И посреди этого противостояния расцветает нежное и светлое чувство между Марией, младшей сестрой предводителя Акул, и Тони, бывшего вдохновителя Джетов. Естественно, что добром такой союз не кончится.
Для Спилберга «Вестсайдская история» стала первым в карьере мюзиклом и ремейком, который он посвятил отцу, умершему в прошлом году.© 20th Century StudiosУчитывая, что Спилберг в течение всей фильмографии делал исключительно оригинальные проекты, удивителен и похвален тот факт, что легендарный постановщик не побоялся взяться за нечто совершенное новое в своей многолетней карьере.
«Вестсайдская история» Спилберга является мюзиклом в самом классическом его понимании — ярким, полным проникновенных песен и красивых танцев. Визуально лента умопомрачительна — атмосфера Нью-Йорка пятидесятых передана со вкусом и чувством безмерной любви к театральной сцене.
Такое чувство, будто Спилберг всегда мечтал поставить «Вестсайд» в театре, но сцена просто не давала ему развернуться. Масштаб кинематографа помог режиссёру осуществить свою мечту и превратить съемочные павильоны в Нью-Йорк расцвета перемен, пышущий колоритом и страстью.
По части музыкального и танцевального содержания лента с честью отстаивает статус культового мюзикла.© 20th Century StudiosФильм уверенно балансирует между двух красочных и наполненных событийностью сюжетных линий — противостояния Джетс и Акул, а также любовной истории новых Ромео и Джульетты. Влияние Шекспира на сюжет чувствуется очень остро, особенно под конец, когда любой зритель, хотя бы отдаленно знакомый со знаменитой пьесой английского драматурга, с легкостью поймет, что будет дальше.
Причем видно, насколько трепетным было отношение режиссера к оригиналу, которое помогло ему оставить дух классики в новом прочтении истории. Тем более, менять в ней что-либо Спилберг не стал. В ленте нет ни намека на современную повестку в стиле движения MeToo, зато есть феминизм здорового человека (одна только фраза Аниты в ответ на желание возлюбленного иметь шесть детей: «Женись на кошке!» чего стоит). Есть и персонаж женского пола, который себя таковым не считает, но его линия проходит настолько аккуратно, что даже противники ЛГБТ навряд ли сочтут это оскорблением своих принципов.
Атмосфера музыкального спектакля (а фильм, в первую очередь, является экранизацией оригинального мюзикла, а не фильма 1961 года, как можно было бы предположить) преследует зрителя с самых первых минут.
Приготовьтесь к ударной дозе атмосферы 50-х.© 20th Century StudiosНе покидает ощущение присутствия именно в зале театра, которому дали невероятно крутую сцену и потрясающие декорации. Шикарная операторская работа заставляет глаза смаковать каждый кадр Нью-Йорка пятидесятых. Пышные юбки взвеваются, словно костры из песни про пионеров, а эстетикой ушедшей эпохи расцвета американской мечты можно только восхищаться.
Конечно, основное внимание достается именно дуэту из Энсела Элгорта и дебютантки большого экрана Рейчел Зеглер, которые отлично справляются с поставленными задачами. Тони ярко выделяется на хулиганском фоне Риффа и Джетс своей романтичностью и желанием выйти за пределы установленной для него толпы. Зеглер показала свою Марию кроткой и милой, показав, что та обладает и своенравным характером, и внутренней силой.
История любви Марии и Тони выглядит до боли наивной, нарочито стремительной и невероятно приторной. И будь этот фильм простой мелодрамой, мы бы в жизни ему этого не простили. Однако мюзиклам свойственна особая сказочность происходящего. И получается, что если мультфильмы — это сказки для детей, то мюзиклы — это сказки для взрослых.
Энсел Элгорт сыграл Тони — бывшего вдохновителя Джетс, ныне мечтающего вести совсем другую жизнь.© 20th Century StudiosГлавный тандем из Энсела Элгорта и Рейчел Зеглер выглядит гармонично и даже трогательно. В них нет жгучей страсти, скорее трепетная нежность, напоминающая всем нам, что когда-то романтикам хотелось надеть кольцо на палец возлюбленной уже на следующий день после знакомства. Сегодня это выглядит чересчур нелепо, но учитывая, как мило показаны взаимодействия героев, остаётся только умиляться.
Безусловно, в развитии этой линии хватает «залакированной» театральности, чей блеск иногда режет глаза и заставляет внутреннего критика возмущаться тому, что все излишне притянуто за уши. Однако этим фильм и цепляет, ведь перед нами — та самая сказка для взрослых, о которой я упоминал ранее. В таких сказках бывший хулиган может мечтать измениться раз и навсегда, влюбиться безумно с первого взгляда, а его избранница поцелует его еще до самого первого диалога, сразив его наповал своей напористостью.
Невероятен еще и тот факт, что даже спустя шестьдесят лет эта история смотрится вполне актуальной, а современные романтики найдут ее крайне привлекательной. И кстати, как же красиво они поют!
Мария оказывается неожиданно смелой, чем покоряет и Тони, и всех зрителей в зале.© 20th Century StudiosВ свою очередь, фильм умудряется оставаться еще и историей про нетерпимость, угнетение и жестокость. Ожесточенные стычки Акул и Джетс напоминают самую настоящую войну, в которых верховодят фактически юные мальчишки — глянув в лицо Риффу, главарю Джетс, ему навряд ли дашь больше 17−18 лет. Именно этот юношеский максимализм, который играет в каждом из членов банд, и толкает их стенка на стенку. Причем с самого начала, что эта война не стоит и выеденного яйца и даже кажется наивно забавной.
Но в один момент ставки повышаются настолько сильно, что от умиления и снисходительных смешков не остается и следа. О романтике не думаешь совсем. Думаешь о них — молодых парнях, которые из-за своих идиотских игр в крутых бандитов и придуманной кем-то вражды мало того, что уничтожили самих себя, так ещё и втянули в этот замес столько невинных людей, разрушили столько судеб. Убили столько счастья.
Именно ожесточенное противостояние Акул и Джетс делает фильм настолько привлекательным для самой широкой аудитории.© 20th Century StudiosРежиссер не зря останавливает свое внимание на каждой из банд. Если Акулы оказались первопроходцами на Новой Земле в поисках лучшей жизни, то Джетс в большинстве своем показаны потомками людей, которые никому не были нужны и родили таких же никому не нужных людей. Беспризорность, одиночество, отчаяние, предрассудки — все это рождает ненависть, которая уничтожает все вокруг.
И по ходу действия оказывается, что противоборствующие стороны друг от друга практически не отличаются, но благодаря стереотипу «все иное — опасно» и тем незначительным различиям они не могут этого разглядеть и стать умнее. В мире того времени, как и сейчас, отчаянно не хватает добра и любви. «Вестсайд» декларирует, что лишь это способно спасти нас всех от многих ошибок. Соглашаться с этим или нет — выбор каждого зрителя.
Джетс против Акул. Уставшие от озлобленности люди против уставших от озлобленности людей.© 20th Century StudiosВ некоторые моменты жалеешь, что не можешь запрыгнуть между ними, лишь бы надавать им по голове, чтоб мозги на место встали. Торжество безрассудства, тестостерона и запредельной гордыни — вот от чего хотелось плакать. И в момент, когда оно достигает своего пика, слёзы уже просто текут из глаз, не спрашивая ничьего разрешения. Ведь за глупость — как свою, так и чужую — приходится особенно дорого платить.
Финал вышел душещипательным. Эмоции хлещут через край, но то, как он стремительно обрывается, оставляет чувство фатальной незаконченности. Опять же, это связано с неотступным следованием за оригиналом (именно так и заканчивается изначальная история), но в контексте кинематографа это выглядит так, будто историю попросту не закончили.
Однако, это не помешало половине зала залить слезами пол и сидеть на своих местах до тех пор, пока не закончатся финальные титры. Красивая история по праву получает статус настоящей драмы, а в противостоянии Акул и Джетс выявить победителя так и не представилось возможным.
Возможно, история выглядит чересчур «театральной», что однако легко простить, ведь перед нами самый что ни на есть классический мюзикл.© 20th Century StudiosЧто же из себя представляет фильм? «Вестсайдская история» стала, наверное, самым эстетичным фильмом уходящего года, вобрав в себя все самое лучшее от театрализованных представлений, музыкальных драм и кинематографических возможностей. Красивая история о несчастной любви, противостояние усталых от собственной злости и тягот жизни молодых людей, невероятно исполненные песни и буйство красок — все это замешивается в ленту, от которой невозможно остаться равнодушным.
Кино подобного уровня уже давно никто не снимает (и вряд ли будет снимать). Однако именно таких лент нам иногда так не хватает — светлых, красочных, берущих за душу и долго не отпускающих. Есть надежда, что лента отхватит себе пару «Оскаров». Ради приличия.
«Вестсайдская история» — в кино с 9 декабря.
«Дом Gucci» от Ридли Скотта, кстати, продолжает свое шествие по миру. О том, стоит ли смотреть самую скандальную кинопремьеру года и оправдывает ли она возложенные ожидания, читайте в нашей рецензии на фильм.