Право

Ни кнутом, ни пряником: как заставить Google уважать конкуренцию

0 756

В то время как Евросоюз пытается угрожать цифровому монополисту едва ощутимыми для него штрафами, Россия еще в 2017 году заставила Google обеспечить «экран выбора» поисковых машин и предустановку других приложений на смартфонах Android. Индийское издание The Print отмечает, что благодаря этой мере доля «Яндекса» на российском рынке поиска увеличилась на 20%.

Вопрос регулирования деятельности иностранных IT-гигантов остро стоит не только в России, но и в Индии — страна с населением 1,3 миллиарда человек является огромным и перспективным рынком для цифровых компаний. Крупнейшие мировые IT-корпорации усердно борются за долю на индийском рынке и даже готовы адаптировать свои продукты специально под местных пользователей. Так, Apple договаривается с местными производителями о сборке своих устройств в целях удешевления продукции и вкладывается в разработку адаптированных локальному рынку приложений, а Google в течение ближайших нескольких лет планирует инвестировать 4,5 миллиарда долларов в индийскую компанию Jio Platforms с целью производства бюджетных смартфонов для малоимущих слоев населения. При этом в общей сложности американский цифровой гигант планирует потратить на ускорение цифровизации Индии 10 миллиардов долларов.

В то же время в Индии существует собственная сильная IT-отрасль со своей Кремниевой долиной — городом Бангалор, который известен своими технологическими стартапами: только за 2019 год индийские разработки привлекли 14,5 миллиарда долларов инвестиций, превзойдя рекорд 2018 года в 10,6 миллиарда долларов.

Необходимость защищать собственных игроков от иностранных технологических гигантов, таких как Google, вынуждает Индию работать над собственными антимонопольными мерами, а для этого активно изучать и использовать международную практику. Однако, по мнению The Print, действенных способов решения проблемы доминирования IT-компаний в мире не так много. Проанализировав опыт Евросоюза, индийское издание пришло к выводу, что недостаточно жесткие требования привели к провалу европейских попыток призвать Google к порядку на рынке поисковых систем.

На сегодняшний день Google занимает монопольное положение на глобальном рынке онлайн-поиска. Поисковиком пользуется население большинства стран мира, его доля превышает 62%. Положение американской компании практически не оставляет шансов локальным конкурентам — хотя бы потому, что Google ставится поисковиком по умолчанию на смартфонах с операционной системой Android (принадлежащей самой же Google). Европейский регулятор пытался бороться с IT-гигантом с помощью штрафов: например, в 2017 году с компании взыскали рекордную сумму в 2,42 миллиарда евро за злоупотребление доминирующим положением на рынке поисковых систем. Однако, по мнению The Print, при выручке более 100 миллиардов долларов наличными и квартальной прибыли больше 6 миллиардов долларов «большие штрафы для Google практически не имеют значения».

В 2018 году ЕС сосредоточился на поиске других способов воздействия и предписал IT-гиганту принять меры для того, чтобы предоставить пользователям больше выбора при установке программ на Android. В ответ на это Google заставил производителей телефонов платить за лицензию Android. Компания также формально удовлетворила требование антимонопольного органа, предложив пользователям самим выбрать поисковик, — но только на новых телефонах Android, выпущенных начиная с 1 марта, и только через «экран выбора», предлагающий три альтернативных поисковых приложения. Этот экран показывается всего один раз при первом включении телефона. При этом разработчикам приложений приходится участвовать в аукционе и платить Google отчисления за право оказаться на этом экране. Но это не приносит им ничего — региональные конкуренты техногиганта говорят о том, что, по сути, не получили новых пользователей. В то же время Google собрал сведения об их бизнес-стратегиях и в итоге оказался в выигрыше. Антимонопольные меры Евросоюза вновь ничего не дали.

Однако при правильной реализации «экран выбора» может быть вполне работоспособным. По мнению индийского издания, это доказывают действия российского антимонопольного регулятора, которые оказались эффективнее мягких и неуверенных мер Евросоюза. В 2017 году ФАС обязала Google разрешить предустановку конкурирующих поисковых систем и других приложений на смартфоны Android в России. IT-корпорации также пришлось создать «экран выбора» для тех устройств, которые уже запущены на рынок, чтобы пользователи могли выбирать поисковую систему «по умолчанию» при следующем обновлении программного обеспечения на своих устройствах. После применения данных мер «Яндекс» увеличил свою долю на российском рынке поиска сразу на 20% — до 58%.

По словам The Print, «в то время как Россия приказала Google показывать пользователям альтернативы поиска на телефонах Android, ЕС просто попросил Google самостоятельно выбрать, как можно исправить якобы „плохое поведение“ компании и отсутствие конкуренции на рынке». Очевидно, что подобный подход оставил IT-компании большое пространство для сохранения своей монопольной политики при формальном выполнении требований регулятора.

Издание отмечает, что опыт России является наиболее релевантным по отношению к Индии, поскольку IT-отрасли стран находятся в схожем положении: в отличие от слабых и разрозненных европейских игроков, они в достаточной степени консолидированы, имеют большой потенциал и собственных сильных игроков, которые успешно конкурируют с технологическими гигантами.

По сведениям The Print представители Министерства юстиции США в ближайшие месяцы собираются подать антимонопольный иск против Google. Основные претензии к компании — доминирование в онлайн-рекламе и на рынке поиска. По мнению индийских журналистов, итоги этого расследования, обещающего стать одним из самых громких антимонопольных дел за последние 20 лет, напрямую зависят от того, извлекут ли регулирующие органы США уроки из европейского опыта.