Вчера вечером состоялась XXV церемония вручения премии «Ника», старейшей кинопремии страны. Не той премии, которую в былые времена вручали партия и правительство, и не той, в которой сегодня явственно перевешивают симпатии одного только человека. «Ника» - «самая демократичная, самая свободная», - как хорошо определил со сцены классик нашего кино Вадим Абдрашитов. Конечно, она не во всем идеальна, ее решения тоже порой вызывают вопросы. Но все же это правда: «Ника» - главная кинопремия страны, и ее вручение – это главное событие российского киногода.
Надо сказать, список номинантов на «Нику» в этот раз был гораздо удачнее, чем, допустим, в прошлом году. Это была очень достойная картина очень достойного года. В соревнование вступило пятнадцать фильмов, награды в итоге получили шесть из них. Разумеется, нельзя не отметить тот факт, что практически мимо внимания Киноакадемии прошли такие незаурядные работы, как «В субботу» Александра Миндадзе и «Портрет в сумерках» Ангелины Никоновой (по одной номинации). Преступлением можно назвать всего лишь две номинации для «Бориса Годунова» Владимира Мирзоева – эта очень своевременная экранизация Пушкина имела полное право претендовать на «Нику» во всех главных категориях (впрочем, ранее состоявшиеся премии и вовсе предпочли ее не заметить). Однако в целом это был довольно правильный выбор – и по части номинаций, и по части лауреатов.
Основная борьба, как и предполагалось, велась между работами двух Андреев – Смирнова и Звягинцева, картинами «Жила-была одна баба» и «Елена» (что примечательно еще и тем, что Смирнов, поставивший первую, в качестве актера появился и во второй). У «Бабы» было девять номинаций – и в итоге оказалось шесть наград, у «Елены» - семь и четыре соответственно. Волнение достигло своего пика в самом финале церемонии – какую же ленту назовет Академия лучшей?.. Хотя сомневаться, на самом деле, не приходилось: о том, что «Жила-была одна баба» когда-нибудь станет на «Нике» лучшей, можно было спокойно говорить еще на стадии съемок – уж больно тут всё «сходилось». Во-первых, репутация самого Смирнова, вошедшего в историю отечественного кино уже сорок лет назад с фильмом «Белорусский вокзал»; не совладав с советской цензурой, в 80-е годы он покинул кинорежиссуру - и вот только сейчас вновь триумфально вернулся. Во-вторых, тематика произведения: судьба крестьянства в России – тема сложнейшая, серьезнейшая, и в наш век поверхностных суждений поражающая глубиной погружения в материал. В-третьих, съемочный масштаб. Мы, конечно, уже привыкли к глянцевым «блокбастерам» Первого канала типа «Адмирала», но в данном случае масштаб соотносился не с открыточной, а с исторической достоверностью. Когда же фильм вышел на экраны, стало ясно: будущая премия будет не «за заслуги», а за вполне конкретное дело. «Жила-была одна баба» - это и правда самое сильное, самое мощное произведение в российском кино прошлого года. Не без недостатков – но и с огромным количеством несомненных достоинств. Поэтому когда вечером 8 апреля 2012 года этот фильм был, наконец, назван лучшим – это был исторический момент, который многие ждали, момент, который запомнится на всю жизнь. Кстати сказать, по признанию самого Смирнова, его подпись стоит в числе прочих на том историческом документе, что четверть века назад возвестил о создании первой отечественной кинопремии. Не зря подписывал.
Среди других наград, полученных фильмом, - призы за сценарий, костюмы, работу художника и лучшую мужскую роль второго плана. Для Романа Мадянова это уже третья «Ника», нынешнюю он выиграл в честном состязании с Андреем Мерзликиным («Борис Годунов») и Андреем Паниным («Высоцкий. Спасибо, что живой»). «Елена» получила аналогичную награду в женской категории – Елена Лядова по праву «обошла» Евгению Добровольскую («Громозека»), Ларису Малеванную («Дом») и Ирину Розанову («Два дня»). Андрей Звягинцев поднимался на сцену «Крокус Сити Холла» два раза – принимая награду как за себя самого («Лучшая режиссерская работа»), так и за оператора Михаила Кричмана - на днях, к слову, отмеченного другой профессиональной премией – «Белый квадрат».
Однако самым гуманным, воистину соломоновым решением нашей Киноакадемии стало примирение соперничавших фильмов в категории «Лучшая женская роль»: награду одновременно получили и Надежда Маркина, и Дарья Екамасова. И правильно! Чтобы никому не обидно! Обе роли сильные – и выделить только одну актрису при таком раскладе действительно было бы не совсем справедливо. Кстати, женские номинации, на прошлых церемониях необычайно слабые, в этом году были необыкновенно сильны. Причем настолько, что за приз в категории за лучшую роль соревновались сразу пять достойных актрис - вместо трех имен, как у мужчин. Соперницами Маркиной и Екамасовой были Оксана Акиньшина («Высоцкий»), Ксения Раппопорт («Два дня») и Оксана Фандера («Огни притона»).
Парной получилась награда и в номинации «Открытие года». Чаще всего «Ника» называет «открытием» молодых режиссеров, но в этот раз не решилась наградить ни Ангелину Никонову, снявшую излишне «чернушный» «Портрет в сумерках», ни Константина Буслова, чье «Бабло» было излишне «бандитским». И выбрала другого режиссера - Дмитрия Астрахана, в 54 года дебютировавшего в качестве актера в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой». Награда не случайная – роль сыграна хорошо. Хотя и смешно: очевидно, что для Астрахана это была единственная возможность когда-либо получить «Нику» - так как его собственные фильмы по части «академических» совершенно, увы, не проходят. Свой приз Астрахан разделил с 12-летним Мишей Процько, который исполнил одну из главных ролей в картине «Сибирь. Монамур». Решение любопытное. В прошлом году на «Нику» уже номинировался 15-летний Алексей Копашев из «Бресткой крепости» - но вручается эта престижная награда столь юному актеру впервые. Что ж – «Нике» 25, самое время начинать ставить подобного рода «возрастные» рекорды.
Надо также отметить, что фильм Славы Росса «Сибирь. Монамур», получивший три номинации и ранее с успехом прошествовавший по фестивалям мира, претендовал и на главный приз. Как и «Высоцкий» Петра Буслова, номинированный в общей сложности в шести номинациях, но получивший всего две награды. Вторая - за лучшую работу звукорежиссера; надо полагать, академики не смогли не учесть проделанный труд по воссозданию голоса всеми любимого Владимира Семеновича. А вот пятое название в пятерке «лучших фильмов» - «Шапито-шоу» Сергея Лобана – хоть и получило пять номинаций, но в итоге было академиками полностью проигнорировано. Жаль – картина прекрасная и вполне могла бы быть поощрена, хотя бы в номинации за лучший сценарий (на что, по сути, и намекал Смирнов, вопрошая «Зачем МНЕ этот приз?» - вот здесь он как раз не прочь был бы и поделиться).
По одной награде досталось фильмам «Дом» и «Мишень», каждый из которых был выдвинут в четырех номинациях. Режиссер Александр Зельдович получил награду за своего друга - композитора Леонида Десятникова. По признанию критиков, его партитура к «Мишени» - одна из самых серьезных не просто в кино, но и вообще в современной отечественной музыке. И в четвертый раз «Никой» был премирован актер Сергей Гармаш – что, признаться, даже начинает немножко смущать. Актер, нет слов, очень сильный – но сегодня и Петр Зайченко («Сибирь. Монамур»), и в особенности Максим Суханов («Борис Годунов») имели больше прав на эту награду.
К сожалению, незамеченным широкими массами остался следующий символический момент. Лучшим фильмом стран СНГ и Балтии была названа грузинская лента «А есть ли там театр?!». Увы, ее автор Нана Джанелидзе не сумела приехать на торжественную церемонию – очень, очень жаль. Потому как Джанелидзе – лауреат еще самой первой «Ники»! Тогда награду ей принес сценарий легендарного фильма «Покаяние» (соавтором которого она была) – и конечно, поднимись она вчера на сцену, Юлий Гусман не преминул бы об этом вспомнить… Впрочем, не отрицая достоинств картины-победителя, стоит отметить, что данная номинация традиционно самая невнятная по сравнению со всеми прочими. И невнятность эта вовсе не в том, что страны СНГ и Балтии снимают «плохо» - а в том, что наши киноакадемики не проявляют должного рвения и по-настоящему знакомиться с работами своих коллег из ближнего зарубежья, как правило, не хотят. И нет никакой гарантии, что представленные в номинации фильмы из Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана и Эстонии были кем-то действительно просмотрены. Как правило, при голосовании ветераны ставят галочку напротив знакомой фамилии – и таким образом объективность подменяется дружеским отношением. Ну а то, что российские киношники испытывают по отношению к своим грузинским братьям самые теплые чувства – это, конечно, всем давно известно.
Как ни странно, в ситуации с лучшим неигровым фильмом получилось ровно наоборот: академики проигнорировали раскрученные «фестивальные» названия «Родина или смерть» и «Я тебя люблю» (ленты побывали на «Кинотавре» и в Роттердаме соответственно), а выбрали гораздо менее известную «Книгу тундры. Повесть о Вуквукае - маленьком камне». Примечательно, что ее режиссеру Алексею Вахрушеву досталась пятисотая от начала вручения (как было кем-то подсчитано) статуэтка «Ники». Растроганный от такой чести, он призвал обратить внимание на проблему, поднятую им в картине, и поменять, наконец, систему образования чукч-оленеводов, которая мешает им сохранять свою самобытность.
Лучшим анимационным фильмом назвали работу «Мастерской Александра Петрова» «Ещё раз». Традиционный приз за творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа был присужден многосерийному фильму Николая Досталя «Раскол». В этой категории голосования не проводится, лауреат определяется оргкомитетом «Ники» - но претензий по этой части пока что вроде не было. Несмотря на свою бескрайность, телевизионное «море» крайне редко радует нас по-настоящему серьезными произведениями – поэтому выбрать тут победителя в последние годы не представляло никакого труда. Для Досталя это уже вторая подобная победа – ранее он уже получал приз за «Завещание Ленина».
В финале церемонии академия решила - впервые в своей истории - отметить заслуги, напрямую никак не связанные с кинематографом. По аналогии с «Оскаром» это можно назвать специальной «гуманитарной» наградой – благо и получили ее Чулпан Хаматова и Дина Корзун, не только прекрасные актрисы, но и учредители благотворительного фонда «Подари жизнь». Замечательная инициатива «Ники» - отмечать такого рода внепрофессиональные, но человеческие достижения; хочется надеяться, что и в следующие годы для такой награды найдутся достойные обладатели.
А лауреатом этого года в номинации «Честь и Достоинство» стал Олег Басилашвили. Специальными золотыми медалями «Ники» были также отмечены Алексей Герман, Петр Тодоровский и Алексей Баталов. Непонятно, были ли прописаны эти медали в регламенте, но смысл их вполне очевиден: хороших людей приятно наградить даже без всякого повода. И к этому больше нечего прибавить.
См. также:
"Кого бы не хотелось больше видеть на «Нике»"
Мы разрешаем использовать эти фотографии в блогах и СМИ при условии активной ссылки на агентство гражданской журналистики «Ридус».