В 1945 году американские верхи решили переломить ход Второй мировой войны, сбросив на Японию атомную бомбу. Доставить боеголовку решено было морем, а для отвода глаз на задание послали всего лишь один корабль, без какой-либо дополнительной защиты. Для сверхсекретной и сверхответственной миссии президент США выбрал крейсер «Индианополис» под командованием капитана Чарльза Маквэя.
Дальнейшее — достояние истории. Посвящённый этим событиям «Крейсер» — крутая смесь «Пёрл-Харбора», «Титаника», «Несломленного» и какой-нибудь судебной драмы: столь богат на повороты оказался путь «Индианополиса»…
Трейлер фильма «Крейсер»
Исполнить роль капитана в этой многонаселённой картине пригласили Николаса Кейджа. 20 сентября знаменитый актёр представил свою новую работу московским зрителям — вечером посетив премьеру, а утром пообщавшись с журналистами.
Последние про сам фильм спрашивали немного — вопросов шесть, из которых два повторяли друг друга, а прочие крутились вокруг одного и того же. Кейдж послушно рассказал, что готовился к съёмкам со всей тщательностью: знакомился с материалами и документами по теме, провёл своё собственное исследование вопроса. «Это самое трагическое, худшее происшествие на флоте в истории моей страны», — говорит он и уверяет собравшихся: «Я не сделал ничего такого, что было бы исторически недостоверно».
Разумеется, встречался он и с ещё живыми очевидцами событий, разговаривал с ними, слушал, впитывал заложенную в этих людях энергию: «И потом, когда я шёл на площадку, то вспоминал эти разговоры и вдохновлялся ими». Своего капитана моряки описывали как заботливого начальника, который «не играл словами, но был очень прямым и открытым со своей командой». Чарльз Маквэй близко к сердцу принял случившуюся с крейсером катастрофу:
Это очень сложный, трагический герой. Но тем не менее — герой.Если и были проблемы с созданием этого образа, то они заключались разве в том, что в этот раз Кейдж играл не выдуманного персонажа, а подлинного человека — в этой связи всегда ощущается определённое давление: «Для меня это большой вызов». Но актёра роднило с ролью то, что он, как и Маквэй, тоже чувствует свою ответственность за людей, с которыми его связывает судьба и работа.
Кадр из фильма «Крейсер»
Иных сложностей при создании ленты не было: «Мне действительно понравилось сниматься в этом кино», — говорит Кейдж, вспоминая волшебную встречу с дельфином и отмечая то блаженство, которое испытывал, находясь в океане.
На вопрос, что получит, что почерпнёт российский зритель при просмотре фильма «Крейсер», Николас Кейдж ответил без обиняков:
Я никогда не стал бы предполагать, что зритель для себя почерпнёт, это было бы очень смело с моей стороны. Но могу сказать, что все актёры выложились максимально для того, чтобы их персонажи в фильме выглядели по-настоящему.Как правило, журналистов просят спрашивать только о том фильме, представлять который приехал дорогой гость, но визит Кейджа — не тот случай. Поэтому возможность заодно уточнить про «Сноудена» не была упущена: сразу ли он согласился на роль в этой картине, учитывая, что многие в Америке считают разведчика-хакера предателем?.. Кейдж не стушевался и напомнил, что режиссёр Оливер Стоун — в первую очередь его друг. Десять лет назад они вместе работали над «Башнями-близнецами», были у них и другие, нереализованные планы. Так что сыграть в паре-тройке небольших сцен — это не проблема, а дружеская поддержка: «Я всегда чувствовал, что обязан ему».
Разумеется, спрашивали Кейджа о его отношении к России. Он сразу — и «с грустью» — отметил, что это его первый визит в Москву, хотя посетить нашу страну ему хотелось всегда (но теперь-то уж он «с удовольствием» готов будет вернуться). «Я очень уважаю Россию», — сказал он и принялся перечислять всем известные плюсы: история, литература, балет. Сильное впечатление на актёра в своё время произвели «Братья Карамазовы» Достоевского, особенно образ Дмитрия, старшего брата, с которым ему удалось себя соотнести. В этой связи Кейдж сожалеет, что знаком с Достоевским только благодаря переводам: знай он русский язык, то лучше бы понимал поэтику классика.
Высоко оценил лауреат «Оскара» и виденные им российские фильмы последних лет — «трагичный и прекрасный» «Левиафан» Андрея Звягинцева и шедевр Алексея Германа «Трудно быть богом» (к слову, если б в Голливуде задумали свою экранизацию романа Стругацких, Кейдж мог бы быть вполне подходящим вариантом на роль дона Руматы). Также актёр выделил вневременной «Солярис» Андрея Тарковского — вот кто бы мог подумать, а?..
Кадр из фильма «Крейсер»
«Русские женщины невероятно красивы»; посмотреть собор Василия Блаженного — в первую очередь; роль в российском фильме — окей, «я открыт к участию ко всем историям», особенно «если получится изобразить русский акцент» (впрочем, Кейдж играл уже нашего парня в «Оружейном бароне»). Но вот допинговый скандал в спорте гость прокомментировать не сумел: оказался не в курсе этой истории.
Помимо этого журналистов интересовали самые разные грани жизни артиста. Как он сохраняет свою прекрасную форму? «Я стараюсь придерживаться диеты, больше есть рыбы, нежели красного мяса. Стараюсь заниматься спортом, что непросто в последнее время, так как я много путешествую». Не забывающий про тренажёры Кейдж уверен, что аэробика хороша не только для тела, но и для разума.
Как заядлого фаната комиксов Николаса спрашивают, какую из двух Вселенных он бы выбрал: Marvel или DC? И что он думает насчёт «Бэтмена против Супермена»?.. Своей привязанности к комиксам Кейдж не отрицает, но поясняет, что это всё же в первую очередь детский интерес: «Я каждый день читал комиксы. Да я попросту читать выучился по ним!..» Но теперь актёр вырос — и одержимостью по отношению к комиксам давно уже не «страдает»: есть много других взрослых книг, которые нужно успеть прочитать. Однако фильмы он по-прежнему смотрит — и режиссерскую версию ленты Зака Снайдера похвалил (она, кстати, несколько отличается от той, что выходила в кинотеатрах). Тут, впрочем, сказалась голливудская закалка — и следующей же фразой Кейдж отвесил комплимент и новому «Первому мстителю»: «Это два отличных фильма, которые вышли практически в одно и то же время».
Будучи человеком, сыгравшим Призрачного гонщика, продавшего душу дьяволу, боитесь ли вы смерти? Проронив «Вау!» и на пару секунд задумавшись, Кейдж вспоминает своё штудирование японской культуры, и в особенности — литературных трудов про японских самураев. Выделяя «Книгу пяти колец» Миямото Мусаси, он формулирует главное полученное знание: право умереть и успокоиться необходимо заслужить. Нельзя принимать жизнь за должное, необходимо усердно работать, стараться повлиять на окружающий мир, добиваться своего, но уважительно относится к другим людям. Этого пути придерживается артист и в своей жизни: «Я хочу заслужить право упокоиться».
Дважды Кейдж упоминает своих сыновей — взрослого Уэстона и без двух недель одиннадцатилетнего Кал-Эла (к вопросу, кстати, об увлечении комиксами). Они — его «ангелы», они в его жизни — впереди всего прочего.
То, с кем вы проводите время, — это то, что определяет вас как человека. В моей жизни сыновья всегда были № 1. Я горжусь этим.Но когда его просят дать совет собирающимся разводиться Анджелине Джоли и Брэду Питту — как с миром разойтись или, напротив, как лучше помириться, — он честно отвечает:
Думаю, я последний человек, который может давать советы о том, как сохранить отношения и брак.Кадр из фильма «Крейсер»
Между тем Самый Главный Вопрос к Николасу Кейджу — когда и почему он перестал контролировать качество своих фильмов, превратившись из топового артиста в синоним «плохого кино»? — из уважения к гостю задать никто не решился. Это он, кажется, оценил: «Вы все здесь так милы и приятны», — сказал он, обращаясь к журналистам.
Не спросили у Кейджа и про его творческие планы. Оно и правильно, чего про них спрашивать: фильмов с Николасом Кейджем давно уже не ждут — они сами, словно грибы, с пугающей регулярностью пробиваются в нашем прокате. «Крейсер», кстати, не худший ещё пример — вполне себе смотрибельное кино про то, как американцы бросили своих погибать на войне.
«Крейсер» (USS Indianapolis: Men of Courage)
США, реж. Марио Ван Пиблз, в ролях: Николас Кейдж, Том Сайзмор, Томас Джейн, Джеймс Римар, Мэтт Лантер, Вероника Розати, Коуди Уокер.