Кино

«Нищие духом» в прошлом: второй «Духless» — про правильного человека

2 2666

«Духless 2»

Россия, реж. Роман Прыгунов, в ролях: Данила Козловский, Милош Бикович, Александра Бортич, Павел Ворожцов, Кристина Бабушкина, Маша Андреева, Сергей Бурунов, Владимир Симонов, Лев Прыгунов, Доминик Пинон.

Фейсбук фильма

Макс Андреев вот уж как три года серферит на Бали, сражаясь с волнами, катаясь на мопеде, общаясь с девушками и уступая дорогу крестьянским гусям. Обратно в Москву ему не хочется: там его по старому делу свидетелем ждут, а Макс хорошо знает, что «в этой стране нет свидетелей, есть только обвиняемые». Однако вернуться всё-таки придётся…

Возвращает полюбившегося многим героя во вторую серию некто Роман Белкин — молодой да крутой, заправила прогрессивной компании «Росинновации», не так давно получившей от правительства три миллиарда на развитие всякого рода полезных стартапов. По его словам, в Москве сейчас — не то, что раньше: гламур — сдох, с коррупцией — борются, работать — дают, и вообще, Москва теперь — мировая столица. Макс, конечно, на эти призывы не повёлся, но у российского МВД, которому он вдруг оказался очень нужен, на этот случай всегда имеются отработанные приёмы… Короче, бороду Максу приходится сбрить.

Пересказывать новый «Духлесс» куда интереснее, чем обсуждать. Там когда авторы окончательно разойдутся, начнётся много всего — и про распилы, и про откаты, про те же стартапы и инновации, про цифровые деньги даже, а уж тем более про разные всякие хитрости в Кремле: одни копают под тех, те под этих!.. Это, наверное, очень занятно было бы смотреть и какие-то выводы потом делать — если бы не одна-единственная сцена. Не сцена даже — момент.

Таксисты во «Внуково» просят у Макса денег вперёд.

Ну, не знаю. Жизнь, конечно, она такая — объёмная. В одиночку не обхватишь. Всякое бывает. И конкретно этому Максу, как я понимаю, просто не повезло. Но вот у меня лично такого никогда не бывало. Меня сперва таксисты везли — а потом уже деньги спрашивали. Впрочем, что это я? Макс, возможно, и не брал такси никогда — у него ж своя тачка была! Может, он просто не знал, как правильно вопрос задать, как себя повести в незнакомой ситуации?.. В первый раз такси поймать — это на словах только просто…

Но лично у меня с «Духлессом» после этого отношения уже не сложились. Залезшая в душу червоточинка сомнения — а не слишком ли создатели сего далеки от народа?.. — испортила всё дальнейшее впечатление. Не поверив раз — в то, про что я хотя бы хоть что-то знаю, — я не верю уже всему остальному — тому, чем вообще стараюсь себе голову не забивать.

1 Кадр из фильма «Духless 2»

Был, впрочем, ещё один позабавивший меня кусок. Там герои назначают пресс-конференцию в девять утра. Причём устраивает встречу фонд помощи детям. Пусть и курируемый супругой миллионера. И всё проходит под непрекращающиеся вспышки фотокамер.

Мне вот в редакции говорят, что такое, в принципе, может быть. Бывает. Если дело того стоит — то хоть вообще ночью устраивайте, приедем. Ну, значит, это я просто с таким не сталкивался.

Про такие мелочи, как отсутствие в «Ритце» охраны на входе, я и вовсе молчу: кино.

На очевидные несостыковки в словах и действиях героев даже плевать не хочется: сперва говорится одно, потом уже вроде как даже другое — это как раз дело в наших фильмах привычное. А уж то, что все важные разговоры о положении дел сводятся к многозначительным взглядам, — так этим и голливудские часто грешат.

Куда сильнее смущает задаваемая с самого начала ленивая вялость темпоритма, поддерживаемая дважды звучащей в фильме медляк-версией некогда дискотечного «Sunny». Не сразу понимаешь, что это кино столь расслаблено потому, что создавали его люди, которые никуда уже не торопятся, потому что всего уже в жизни добились. Это не Максу Андрееву снятся здесь лейтмотивом океанские волны, а им — ну и где тут я со своими «претензиями» про внуковских таксистов?..

2 Кадр из фильма «Духless 2»

Радуют зато метко раскиданные по полотну картины шутки, что называется, на злобу дня. Про «гугл и приятеля с Лубянки» — как про верные источники ценной информации. Про «воров и преступников» — это в поддержанной-то страной корпорации!.. Про то, как вообще портит людей «знакомство с госбюджетом». Про сдерживание «сильной уверенности в завтрашнем дне — всё-таки в России живём». Про чёткое знание того, из-за кого «жизнь в стране через жопу». Про то, что уйти от погони легче всего на заранее припрятанной машине ДПС. Про отсутствие загранпаспорта: «Подожду, пока Россия везде будет».

Наконец, чего стоит в правильном месте поставленная цитата из классики: «Я присягу давал. Мне за державу обидно» — «И на сколько тянет твоё „обидно“?..»

Но главная забава, которую позволили себе сценаристы с режиссёром и актёрами, — под личиной подполковника Оксаны Масловой спародировать известную даму, любительницу стихов и живописи, засидевшуюся под домашним арестом. «Так точно!» — говорит она у дверей запираемого кабинета, стягивая галстук и отдаваясь своему генералу в его кабинете. Залу прототип хорошо известен, наезды встречаются одобрительным хохотом.

Ну, а чтобы никому не показалось это «слишком смелым», самого главного человека — не в фильме, но в государстве! — переводят из вольной питерской галлюцинации первой серии в плоть и кровь, во вполне осязаемого персонажа, как-то раз подъехавшего к Максу в тихом московском переулке. Тем самым ещё раз подчёркивая для непонятливых: Макс Андреев потому и «герой своего времени», что парень правильный.

Да, когда-то споткнулся, да, потом позволил себе отдохнуть. Но выводы сделал и решение принял единственно верное. «Ты нужен дома!» — без всяких обиняков указывает ему плакат на обочине. «У меня есть мечта», — говорит уже сам Макс на многолюдном митинге под развевающимися российскими флагами.

Как тут не вспомнить вскользь брошенную фразу бывшей оппозиционерки, вышедшей замуж за матёрого капиталиста: «Я не люблю, когда мне впаривают дешёвые рекламные ролики». Дешёвым, правда, второй «Духлесс» точно не назовёшь.

3 Кадр из фильма «Духless 2»