Культура

Ночь пожирателей современного искусства. Фоторепортаж

3 297

Сегодня я примеряю на себя мантию искусствоведа. Неважно, что я разбираюсь в искусстве приблизительно также, как и в онтогенезе грибов и водорослей. Тем более в современном. Искусстве, не онтогенезе. /*облачается в мантию*/.

Сразу оговорюсь, штатив я не брал с собой умышленно, ибо современное искусство прекрасно и без штатива. Только солнце село, мы рванули в центр Торонто. За почти три часа шатаний по улицам города мы, конечно же, не смогли увидеть все инсталляции и проекты. Кто желает, может ознакомиться с картой фестиваля, а мы поехали.


Колесо обозрения (Ferris Wheel by Katharine Harvey)

Ни дать ни взять - колесо обозрения. Самодельное. Должно внушать чувство волшебности и карнавальности. Отражения в линзах моего фотоапппарата помогают усилить это чувство.
01.


Музыкальная шкатулка (Music Box by John Dickson)

Без иронии одна из моих любимых инсталляций. Идейная, хорошо реализованная и достаточно понятная арт-штукенция. Какофония звуков, шум и гам, сливающиеся воедино мелодии, сопровождающие массовые гуляния (например, Санта-Клаус парады) натолкнули Джона Диксона на мысль соорудить эту адскую музыкальную шкатулку. Автономный музыкальный оркестр из пары гитар, ударной установки, духовых и клавишных инструментов радовал ухо слушателя чарующей, пленительной мелодией.
02.

Вся эта громоздкая конструкция автономно перемещалась по рельсам и пряталась в коробку (шкатулочку), чтобы через мгновение снова вынырнуть оттуда и радовать непривередливых любителей прекрасного.
03.

По статическим немым фотографиям, конечно, понять сложно, поэтому вот вам видео. Наслаждайтесь. Несмотря ни на что, повторюсь, лично от меня эта инсталляция получает рукоплексание и почетную грамоту!


Черепаха (Tortoise by Michel de Broin)

Вот такие столики для пикника можно смело назвать символом отдыха в Северной Америке. Их можно встретить практически в любом городском парке США и Канады. В непогоду и неотдыхательный период столы часто зимуют где-то под навесом, сложенные один на один. И эта обратная сторона отдыха, так сказать отдых наоборот, очень напомнил кому-то боевой порядок римской пехоты "Черепаха", когда воины прикрывались своими щитами сбоков и сверху.
04.

Не всем удается сразу понять мысль автора. Приходится созерцать идею фактически изнутри.
05.

А это торонтовский оперный и балетный театр, так сказать, центр более понятного мне искусства - Four Seasons Centre. Просто проходили мимо.
06.

В Шератоне, как обычно, нехватка электричества... Ну или Шер приехала.
07.


Велосипеды навсегда (Forever Bicycles by Ai Weiwei)

Без всякий сомнений это был главный арт-объект "Белой ночи". Ай Вэйвэй - китайский художник, артист, архитектор и просто талантливый человек, на данный момент считается самым влиятельным человеком в современном искусстве. Многие слышали это имя, когда в 2011-м году Ай был задержан бдительными китайскими спецслужбами и помещен в тюрьму. Самые влиятельные представители мирового арт-сообщества выступали в его поддержку, отменялись крупнейшие выставки в Китае, проводились массовые акции арт-протеста... Художника выпустили, и в этом году он посетил Торонто, привез в арт-галерею Онтарио свою выставку, ну и отметился грандиозной инсталляцией в самом центре Торонто.

08.
09.

Внушительная инсталляция из 3144 соединенных друг с другом велосипедов создает трехмерный лабиринтоподобный гипнотизирующий образ, меняющийся в зависимости от угла обзора.
10.
11.
12.
13.

Раз уж мы заговорили о велосипедах. Вот типичный пожиратель искусства в Белую ночь (Nuit Blanche) в Торонто.
14.

... (Toaster Work Wagon by Kim Adams)
Продолжая велосипедную тему. Интерактивная инсталляция, позволявшая всем желающим опробовать тяни-толкайные велосипеды, символизирующие человеческое общение, переговоры, споры, сотрудничество. Пожалуй, это была самая веселая арт-площадка.
15.


Роза не ведает слова "зачем" (The rose is without why by Boris Achour)

- Почему цветет роза? Потому что цветет. Ей нет дела до наших вопросов, восхищения роза не ждет.
Или так:
- У розы нет забот, цветет она и точка. Глядишь, всё нипочем для этого цветочка.
Ну или так:
- Роза не ведает слова "зачем". Роза цветет потому, что цветет.

Выложенная флуоресцентными лампами строчка из стиха немецкого мистика и философа Ангелуса Силезиуса заставила линзы в моем объективе задуматься о вечном и очень артистично зеркально отразить надпись. Выходит, не все так просто в этом мире, возможно, роза все-таки цветет зачем-то.
16.
17.


Полиэтиленовые кульки (Plastic Bags by Pascale Marthine Tayou)

Пояснительный текст к данной композиции, на мой взгляд, был чересчур пафосен. Вещалось что-то про символизм человеческого состояния, когда мы теряемся и запутываемся в рутине, задыхаемся в недостаточно просторных физическом и культурном пространстве, но все равно стремимся сбежать, вырваться из системы и устремиться навстречу неизведанным горизонтам. Ага.
18.

И об этом нам говорят тысячи одинаковых новеньких пакетов, подвешенных в сетке над нашими головами? Ага. Окей. За проект с таким названием учительница искусства и наименологии в начальной школе била по рукам плюшевой рыбой - символом негодования и учтивости.
19.


Бельевой Балдахин (Clothesline Canopy by Sherri Newman, Tara Gaskin, Kristiana Schuhmann, Megan Carroll, Selen Levi, Zachary Eisenstein, Sam Bruegger, William Vachon)

Эта масштабная инсталляция привлекла мое (и не только мое) внимание своей идеей, но незамедлительно была раскритикована и втоптана в грязь. Порядка 5000 пар носков, развешенных на бельевых веревках, образовывали навес, накрывающий добрую часть улицы.
20.

Согласно авторской задумке эта композиция символизировала социальную проблему современного города - большое количество бездомных людей. Инсталляция должна была заставить обывателя задуматься над вопросом нужд и жизненных потребностей бедных людей, для которых даже пара теплых носков - драгоценность. Все выставленные напоказ носки по завершении выставки отправились в различные приюты для бездомных. На мой взгляд, в данном конкретном случае благая идея убила на корню творческую. Все носки были новенькие, чистенькие и практически одинаковые (5-10 различных видов пар разнообразием не считаются). Проект получает виртуальную арт-статуэтку "Ни туда, ни сюда".
21.


Гамак (El Agua de Niebla by Melik Ohanian)

41-метровый гигантский гамак, сшитый вручную. Интересный объект, на который неинтересно смотреть. Висит себе нерасправленный, никто там не валяется. Арт-объект получает приз "Не доработали". Единственный плюс - благодаря названию я узнал, что так чилийские крестьяне называли огромные сетки, которыми они улавливали в горных деревнях воду из туманов и дождей.
22.


Храм (Shrine by John Notten)

Приз за отличную идею и реализацию. Практично, логично, философски умно, интересно, просто, понятно, красиво. Храм из мусорных баков, мусорная религия, религия мусора - какая богатая тема для размышлений, бесед, споров.
23.

Общество массового потребления или общество массового загрязнения? Какие ценности у нынешнего общества, чему мы поклоняемся, за чем гонимся, во что верим? Как насчет более острых вопросов: а на чем строятся наши религии? Что в наших храмах? Чем забивают нам головы религиозные лидеры? Эх, дам я этому проекту еще и мой личный Гран-При Белой ночи.
24.


Маринер 9 (Mariner 9 by Kelly Richardson)

Вы бывали на Марсе? Вы бывали на Марсе в XXIII веке? 12 метров будущего марсианского пейзажа со следами человеческих попыток покорить, познать, изучать эту суровую планету.
25.


В ногах правды нет (Take a Load Off byTongue & Groove)

Замечательная инсталляция скрывалась в одной из узких торонтовских подворотен. Вереница старой и потрепанной мебели - это на первый взгляд. На второй - новая жизнь, новые образы, перерождение, трансформация, единение несовместимого. Сюрреалистическая гостинная, уставленная удивительными предметами интерьера.
26.
27.

Данная инсталляций - безусловный победитель Ночи в категории "Ух ты, какая классная хрень!!!"
28.

Объектив продолжал радовать любовью к современному искусству, добавляя отражения в самые неожиданные места.
29.
30.


Башня в саду Торонто (Garden Tower in Toronto by Tadashi Kawamata)

Еще одна массивная и заставляющая задирать голову конструкция, образованная из десятков и десятков стульев, скамеек и различной дачной мебели. Визуально неустойчивая, нестабильная и ненадежная башня хранит в себе воспоминания и переживания тысяч человек, которым довелось сидеть на этих стульях и скамьях. Ведь всем известно, что отпечатки неизгладимы и неподвластны времени.
31.

Аллегорическая Вавилонская башня - человечество, разговаривающее на разных языках, но идущее к единой цели - прекрасному и надежному будущему. Говорят, изнутри конструкции можно было взглянуть в небо, ощутив себя в колодце. В колодце общей памяти и общих воспоминаний, общих мыслей и языков и стремлений. Я внутрь не пошел. Я боюсь кресел-качалок.
32.

Помимо всего этого, были еще различные большие и маленькие, интересные и не очень проекты и инсталляции. Например, на картонные силуэты людей проецировались записанные заранее видеоролики с актерами, отыгрывающими свои роли в пьесе. Театр будущего? Не знаю, мы поглумились над проекцией костра, выступив ненадолго в роли экрана (лицо не мое).
33.

Были векторно нарисованные портреты женщин. А нет, это не искусство, это просто на заборе было нарисовано. Честное слово.
34.


Королева парада (Queen of the Parade by Lisa Anita Wegner, Vanessa Lee Wishart)

Ну и в завершение этого парада современного искусства представляю вам Королеву парада. Величие, женственность, сила и власть. Королева парада смотрит на нас свысока, челядь пугливо фотографируется у подола королевского пестрого платья.
35.

Что? Не рассмотрели королеву? Вот же она, морщится от прожекторов и славы. Корона у нее словно в "Бременских музыкантах".
36.


Нетерпимость рутины и чернослива by Heck-Aitomix

Ну и мой личный вклад в современное искусство - фотоэтюд на 8-секундной выдержке.
37.


Очень важное резюме

Уважаемый мои читатели, среди вас наверняка много любителей искусства. Уж простите меня за столь пренебрежительное отношение к теме. Да, я сноб и невежда, но зато искренний и честный. Посещая Нью-Йорк, я практически наверняка поставлю MOMA в конец списка. Не потому что пренебрегаю. Нет, мне было бы очень интересно, но мне просто жаль мое время, и я не хочу отнимать возможность полюбоваться искусством у тех, кто действительно в нем что-то понимает. Я не хочу стоять задумчиво перед "Постоянством памяти", отнимая у кого-то время и возможность насладиться созерцанием этого шедевра. Не спорю я был бы рад увидеть подобные произведения вживую, но мой узкий круг интересов не оснащен функцией фальшивого восхищения, а учиться понимать искусство мне, как обычно, не хватает времени.