Общество

Ночь совершает обход. Фоторепортаж из подземного комплекса по ремонту подводных лодок

22 259

В этом обзоре я расскажу об одном из грандиознейших сооружений холодной войны, построенном в середине 20-го столетия - подземный комплекс по ремонту подводных лодок, расположенный в Балаклаве. Состоит он из базы, где производилось обслуживание субмарин (Объект 825 ГТС), а также Арсенала объекта "C" - ЦБХ (Центральная база хранения и эксплуатации ядерного оружия) (Обзор про аналогичный объект возле Судака). Более 40 лет, в случае военных действий, комплекс был готов на полностью автономное существование в течение месяца и мог вместить все население Балаклавы. Однако становление Украины отдельным государством, а затем принятие в стране "Безъядерного статуса", поставили крест на судьбе комплекса. Он просто стал ненужным. В период с 1993 года по 2003 год бывшая база фактически была разграблена мародерами, демонтированы все конструкции, содержащие цветные металлы. В 2000 году объект был передан Военно-морским силам Вооруженных сил Украины. Восстанавливать и содержать такое сооружения для ВС Украины было не по карману, да и необходимости в этом не было. В 2004 году часть комплекса переоборудована в музей. Стоит отметить, что к открытию реставрационные работы не проводились.

К осмотру открыта небольшая зона вокруг искусственного канала, который проходит гору насквозь, несколько цехов завода и арсенал, где хранились торпеды и ядерные боеголовки. За пределами экспозиции остается большая часть канала, минно-торпедная часть, генераторная с топливохранилищем, а также система недостроенных штолен.

Немного истории.

После Второй Мировой войны СССР и США стали наращивать свой ядерный потенциал. Тогда Сталин отдал Берии, курировавшему «ядерный проект», секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться атомные подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. После долгих поисков выбор пал на тихую Балаклаву. Сама природа сделала городскую бухту идеальным укрытием для военного флота. Узкий извилистый пролив шириной всего 200-400 м укрывает гавань не только от штормов, но и от посторонних глаз - со стороны открытого моря она не просматривается ни под каким углом. Большая глубина (до 17 м) позволяет подводным лодкам заходить в бухту в подводном положении вплоть до самого укрытия.

Еще в древние времена Балаклаву в качестве идеальной гавани использовали тавры, римляне, а в Cредние века – генуэзцы, османы и запорожские казаки. В наше время Балаклава является одой из популярнейших курортных бухт Крыма. Часто здесь гостят яхты президентов России и Украины, а на причале всегда можно обнаружить судна иностранных гостей.

Гора Таврос, в недрах которой расположился секретный объект, состоит из прочного мраморовидного известняка, при этом толщина породы над подземными помещениями достигает 126 м, благодаря чему сооружению присвоена первая категория противоатомной устойчивости (защита от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 Кт).

Подземный комплекс общей площадью около 15 000 кв. метров спроектирован ленинградским проектным институтом «Гранит». В 1947 году проект визировал Сталин. В 1953-м началось строительство основной части комплекса - объекта 825 ГТС «Гидротехническое сооружение». Для проведения работ был сформирован специальный горно-строительный отряд Черноморского флота. С февраля 1956 года по личному распоряжению Хрущева к нему присоединились метростроевцы из Москвы, Харькова и Абакана, имеющие опыт горно-проходческих работ на Кавказе.

Строительство велось круглосуточно, пятью забоями, буровзрывным методом. С земной поверхности бурились шурфы - узкие технические выработки. В них закладывался взрывчатый заряд, разрушающий породу на нужной глубине. Грунт вывозили, и внутри образовавшейся штольни строили бетонную опалубку. Существенный недостаток буровзрывного метода заключается в слабо предсказуемой форме штольни и, как следствие, необходимости возводить опалубку переменной толщины. Толщина обделки стен и сводов сооружения в среднем составляет 1,5 метра, а на отдельных участках достигает 3 метров. После вывоза грунта рабочие строили металлический каркас. Затем его дополняли деревянными элементами и, наконец, забивали бетоном марки «М 400». Вплоть до 1956 года бетон подавался вручную, лопатами. Затем его стали закачивать в форму сжатым воздухом.

Строительство объекта №825 ГТС (он же спеццех судоремонтного завода с сухим доком) было завершено в 1961 году. В нем могли укрыться от ядерной атаки девять подводных лодок малого класса или семь среднего класса, а также личный состав и население Балаклавы.

В случае атомного конфликта завод мог принять весь рабочий персонал, руководство и экипажи, обеспечив их питанием, жильем, питьевой водой более чем на 30 дней. Для работников подземного завода были предусмотрены столовая, душевые, комнаты отдыха.

Немного побезобразничаем и прогуляемся, куда не пускают - к противоположному порталу.

За стеной слева расположено несколько огромных залов складского назначения. Попытка оказаться с противоположной стороны не увенчалась успехом.

В 1962 году в эксплуатацию была передана минно-торпедная часть. В этих помещениях проходила сборка и проверка торпед.

Уцелевшая схема "Кабельной сети боевой торпеды".

В 1963 году были завершены строительные работы над объектом № 820 «Арсенал» - подземной ремонтно-технической базы для хранения, сборки и установки на подводные лодки боеприпасов с ядерными боевыми зарядами.

Глубина залегания комплекса, к окончанию его возведения, относительно наивысшей точки горы, составила 126 метров. Степень прочности позволяла выдержать прямое попадание ядерного заряда мощностью до 100 килотонн, то есть в 5-7 раз мощнее бомбы, сброшенной на Хиросиму.

Шкиперская (кладовая  для хранения тросов, брезентов, цепей и прочего палубного имущества).

Схема объекта. Не претендует на доскональную достоверность. Желтым цветом показана экскурсионная часть.

Но это еще не все! На небольшом отдалении от северного портала расположено "Сердце объекта" - подземная автономная электростанция, а также недостроенные штольни неизвестного назначения.

1. Объект 825 ГТС.

2. Объект 820 РТБ.

3. Минно-торпедная часть.

4. Подземная электростанция.

5. Недостроенные штольни.

Именно здесь запитывались мощностями оба объекта. Однако и электростанцию можно смело назвать автономной. Связь между электростанцией и базой осуществляется через небольшой технологический коллектор.

В этих залах раньше располагались большие дизельные генераторы.

На стене остатки системы дымоотведения.

Самое захватывающее место этого объекта - огромный топливный резервуар.

Сразу отпадают вопросы о том, как такой комплекс мог существовать месяцами на автономном обеспечении. На стенах виден след от уровеня последнего заполнения резервуара.

Один из порталов в электростанцию. Слева в зарослях скрывается штольня, ведущая напрямую в минно-торпедную часть.

Здесь зачем-то поставили датчики.

Еще севернее расположена небольшая система штректов. Возможно предполагалось расширение электростанции. Судя по габаритам в этой штольне должен был расположиться ходок.

Местами встречается кирпичная кладка. Выделяются отдельные помещения.

А еще здесь стоит просто невыносимая вонь и много мусора.

На этом все. Спасибо за внимание! В следующем обзоре я расскажу про ряд интересных мест, расположенных в окрестностях Балаклавы.

А теперь вопрос к знатокам. Какое назначение имеют штольни на противоположном берегу под Крепостной горой и как они использовались раньше?  Из одного из порталов на наших глазах вышел военный офицер. Подойти непосредственно к самим выходам нам помешала  частная охрана  домов, выстроенных на побережье.

Источники http://www.popmech.ru/article/5561-podzemelya-holodnoy-voynyi/ http://pro-speleo.ru/blog/2007-08-23-7

http://ru.wikipedia.org/