Всем, кто увлеченно комментирует итоги промежуточных выборов в американский Конгресс, мой добрый совет: умерьте пыл, вообще забудьте.
Не станет нам проще жить от победы республиканцев, тем более что и победы-то явной нет.
Не нужно возлагать надежд на Трампа и трампистов, все наши надежды можем воплотить в жизнь только мы сами. А наилучший для России исход любых американских выборов — смертельный клинч, схватка за власть между двумя ведущими партиями США, чтобы хоть на несколько месяцев, а лучше лет, они забыли о вмешательстве в дела остального мира. Мир здоровее станет на этот срок.
Ну а пока Америка исправно подливает масла в огонь далекой от нее войны. Только что США выделили — и этого никакие выборы уже не отменят — очередной пакет военной помощи ВСУ: партию ракет HIMARS, несколько тысяч артиллерийских снарядов и так далее.
В очереди помогающих Украине выстроились Австралия, Португалия, Испания, Нидерланды, Чехия, Болгария и, конечно, Германия.
Кто-нибудь сомневается еще, что мы воюем с НАТО? Правильно этот кто-то сомневается: разве Австралия — член НАТО? А туда же. В общем, воюем с НАТО и его союзниками со всего мира.
Положение серьезное, шапкозакидательство неуместно, обстановку надо оценивать трезво. Чтобы не забыть об Америке, чьи войска, понятно, составляют основу военной мощи НАТО.
В 2022 году около 20 тысяч американских военнослужащих были дополнительно сосредоточены в восточноевропейских странах, граничащих с Россией и Украиной. Американские контингенты размещены сегодня в Польше и Латвии, Словакии и Румынии, Венгрии и Болгарии. Плюс боевые самолеты в Прибалтике, авианосная ударная группа в Средиземном море. Сейчас в Европе, по данным на 6 ноября, уже более 100 тысяч военнослужащих США.
Второй по мощи ударный кулак НАТО, еще в недавнем прошлом насчитывавший до полумиллиона солдат, — немецкий бундесвер. Германия — надо смотреть правде в глаза — наращивает силы. В интервью немецкие офицеры, например замкомандира 74-й тактической эскадрильи ВВС Германии Свен Якоб, уже не скрывают, что с 2014 года немецкое командование меняет тактику и стратегию армии, стремится улучшить техническое оснащение войск под предлогом «угрозы с востока». Недавно эти планы подтвердил канцлер ФРГ Олаф Обиженная Ливерная Колбаса Шольц, заявив, что Германия надеется возродить бундесвер в качестве сильнейшей континентальной армии, и речь идет об инвестициях в сотни миллиардов евро.
Но еще более показательным — и чрезвычайно откровенным — стало недавнее обращение президента Германии Франка-Вальтера Штайнмайера к нации. Он говорил о «водоразделе между двумя эпохами», об «эпохальном разрыве» Германии с Россией, призывал немцев «продемонстрировать дух сопротивления» и отказаться от былых «образцов мышления и надежд», имея в виду мирное сосуществование с Россией. Немецкие СМИ вынесли в заголовки: отныне Россия и Германия находятся в конфронтации.
Несомненное достояние, ценное наследие немецкой политической истории отвергается и растаптывается нынешними руководителями Германии. Начатая еще Вилли Брандтом многолетняя «восточная политика» СДПГ (партии, к которой принадлежит и президент Германии), политика сотрудничества и поиска точек сближения с Россией, в 1970-е годы положившая конец реваншизму в германской политике, а на международной арене приведшая к разрядке военно-политической напряженности в Европе, что тогда весь мир, включая СССР, ценил как огромное общее достижение, ныне уже практически официально признана ошибочной. Об этом заявляет, например, сопредседатель СДПГ Ларс Клингбайль.
В немецкой политике, таким образом, наступает эра нового реваншизма. Тот же Штайнмайер до недавнего времени воспринимался как политик, стремившийся к мирному урегулированию украинских кризисов, пусть и не исполнявший до конца своих обязательств. В феврале 2014 года он выступил одним из гарантов соглашения об урегулировании политического кризиса на Украине, хотя и не отреагировал на нарушение этого соглашения и насильственное свержение Януковича.
Затем немецкий президент стал даже автором алгоритма механизма поэтапной реализации ряда Минских соглашений (помните «формулу Штайнмайера»?), хотя опять-таки ничего не предпринял для того, чтобы заставить киевские власти исполнять эти соглашения в реальности. Но хотя бы мирные намерения демонстрировал.
А вот в речи Штайнмайера в конце октября 2022 года проскальзывают чуть ли не текстуальные совпадения… с обращением Адольфа Гитлера к германской нации 22 июня 1941 года. Это, к сожалению, не преувеличение. Вчитайтесь сами.
Штайнмайер (2022): «Многие люди в нашей стране чувствуют связь с Россией и ее народом, любят русскую музыку и литературу… Но когда мы смотрим на сегодняшнюю Россию, там просто нет места старым мечтам. Сегодня наши страны противостоят друг другу».
Гитлер (1941): «Никогда немецкий народ не испытывал враждебных чувств к народам России… Правители в Москве неуклонно предпринимали попытки навязать нашему и другим европейским народам свое господство, притом не только духовное, но, прежде всего, военное».
Штайнмайер (2022): «Мы — сильная страна в сердце Европы. Мы обязаны внести свой вклад в коллективную оборону… Нам нужна воля, чтобы самоутвердиться, и нам нужна сила, чтобы идти на жертвы. Нам не нужен военный менталитет, но нам нужна стойкость и дух сопротивления. Это включает в себя в первую очередь сильный и хорошо оснащенный бундесвер».
Гитлер (1941): «Задача этого фронта уже не защита отдельных стран, а обеспечение безопасности Европы и тем самым спасение всех. Поэтому я сегодня решил снова вложить судьбу и будущее германского рейха и нашего народа в руки наших солдат».
Замените в выступлениях Штайнмайера «бундесвер» на «вермахт», и куски его речи можно смело вставлять между абзацами речи Гитлера. Никакой разницы, никакого диссонанса, а следовательно, никакой исторической памяти, никакого воспоминания, чем обернулась для Германии воинственная риторика июня 1941 года.
Но, похоже, помрачение умов в Европе становится всеобщим. Былой союзник фашистской Германии во Второй мировой войне — Финляндия, с 1944 года десятилетиями мирно соседствовавшая с СССР и Россией и никогда не имевшая ни малейших оснований жаловаться на «угрозу с востока», теперь вдруг демонстрирует, что забыла свои исторические уроки. Финские политики заявляют, что их страна больше не считает нужным соблюдать Парижский мирный договор 1947 года, который определил нынешнюю российско-финскую границу. На что они намекают? На Карелию и Выборг?
Германия, Финляндия… случайно ли сегодня это совпадение антироссийских позиций наших былых противников во Второй мировой войне, приверженцев фашизма и их союзников? И рад бы я думать, что случайно, но поверить в это не дают итоги недавнего голосования в ООН против российской резолюции о борьбе с героизацией фашизма. Раньше против таких резолюций, которые российская делегация вносит ежегодно, традиционно голосовали две страны — США и Украина. В 2022 году против антифашистской резолюции проголосовали не две, а пятьдесят две страны, в том числе Германия, Австрия и Италия. 52 страны из так называемого золотого миллиарда публично и официально расписались в том, что не считают нацизм преступлением. Это уже реваншизм в мировом масштабе.
На наших глазах рождается антиантифашистская коалиция, направленная в первую очередь против России. С ней мы и воюем. Если этого не понимать, если не воевать всерьез, если не формировать заново антифашистскую коалицию из противостоящих золотому миллиарду и его гегемонии стран мира, то вскоре мы увидим факельные шествия не только на современной Украине, но и по всей Европе.
В такой войне мы не имеем права проиграть.