Экономика

Новая стратегия «Ашана» — от гнилья в премиум-сегмент

5 16695

Когда «Ашан» выходил на рынок в начале нулевых, я начинал работать с ними как поставщик. Наша компания занималась офисными, компьютерными, канцелярскими товарами, электроникой и мебелью.

Моя работа была — продавать товар более чем в 20 розничных сетях, от «Икеи» до «Евросети». Ни с кем у меня не было столько проблем, как с «Ашаном».

Тогда без бардака не обходилось ни одно открытие гипермаркета, тем более выход сети на рынок. Но эта переплюнула все остальные. Они прямо заявляли, что им ничего не важно, кроме цены. «Ашану» всегда нужна была «первая цена» — то есть самый дешевый товар на рынке.

Ни о каком качестве и речи не шло. Но одно дело, когда продаешь коробки для дисков или карандаши, а совсем другое — электротовары. У нас в ассортименте были различные виды удлинителей и сетевых фильтров — очень популярный продукт эпохи десктопов.

Так вот, когда обсуждалась цена на самую дешевую модель, нам было сказано, что надо еще снизить цену. Мы ответили, что экономия возможна только за счет провода и элементов розетки, надо будет уменьшить сечение и толщину металла, но это может привести к возгоранию…

Нет, конечно, нам не пришло официальное письмо от «Ашана», где они написали «гори оно все огнем, нам нужны бабки». Просто позвонил закупщик и еще раз сказал, что им надо дешевле. Мы уперлись и не стали снижать цену, менять что-то в своем товаре, как минимум потому, что в договоре был пункт о регрессе — то есть в итоге все возможные пожары оплатила бы наша компания.

С грехом пополам договорились, поставки шли, товар был в магазинах и неплохо продавался. Прошло больше года, и у нас появился конкурент по цене.

Я, естественно, сразу же купил несколько образцов, и мы вместе с нашими специалистами разобрали этот «удивительно» дешевый сетевой фильтр. Нетрудно догадаться, что было внутри — тонкий провод и чуть ли не фольга в разъемах. Компьютер, монитор и принтер эта штука выдерживала, и этого было достаточно.

Я никого не осуждаю, существуют различные стратегии ведения бизнеса, если потребитель согласен на некачественный товар, а закон позволяет вести бизнес на грани — пускай.

Я сам пытался несколько лет назад сделать покупки в «Ашане» — порылся в гнилых фруктах и ушел ни с чем. Решил, что я не целевая аудитория.

Но вот пришел момент, когда покупатели стали голосовать против «Ашана» рублем. Последние два года оборот сети падал, доля в розничном товарообороте уменьшилась. Это потребовало смены бизнес-модели.

Новая цель — стать магазином товаров среднего и премиального уровня по низкими ценами. Амбициозно, учитывая конкуренцию в этом сегменте.

В управлении торговыми центрами «Ашан» из безусловного лидера среди якорей-гипермаркетов превратился в аутсайдера. При разработке концепции рекомендовать «Ашан» стало рисковым, а идеально заключить договор с «Глобусом» — с концепцией, очень похожей на новую «ашановскую». 

Совпадение? Не думаю.

Мнение автора «Ридуса» может не совпадать с позицией редакции