Экономика

Новейшая аэрокосмическая техника России будет создаваться в «долинах»

0 5131

Башкирия может стать одним из ключевых регионов для развития беспилотного транспорта в России. В республике создается кластер беспилотной авиации, а на 2023 год здесь намечен запуск трехлетнего экспериментального правового режима (ЭПР) для первых полетов беспилотных авиационных систем. Перспективы этих проектов обсуждали на прошедшей в Уфе «Международной неделе бизнеса».

Башкирия выбрана полигоном для испытания беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) не случайно. У республики достаточно высокий уровень технологического развития, работают современные предприятия авиационной отрасли, действует Евразийский научно-образовательный центр, пояснил директор центра экономики регионов фонда «Центр стратегических разработок» Марат Фаттахов.

Директор центра экономики регионов фонда «Центр стратегических разработок» Марат Фаттахов. © csr.ru

Экспериментальный правовой режим в Башкирии имеет важную особенность: он расширяет периметр использования беспилотной авиации. Помимо доставки грузов БПЛА будут тестироваться в сельском и лесном хозяйстве, включая борьбу с пожарами и незаконной вырубкой, отметил руководитель «Центра стратегических разработок Республики Башкортостан» Рустэм Давлетов.

Чем больше будет создаваться в России таких тестовых зон, тем лучше, считает генеральный директор ООО «Флай Дрон» Никита Данилов, поскольку страна достаточно протяженная с разными климатическими и температурными характеристиками. Но важно, чтобы они были экономически эффективными и отталкивались от реальных потребностей и запросов потенциальных заказчиков беспилотных систем.

Экспериментальные территории могут также способствовать консолидации спроса на подобные технологии, предположили участники дискуссии. Сейчас многие регионы даже не знают о тех возможностях, которые дают беспилотные системы. Разрозненные заказы делают их применение, например, в сельском хозяйстве достаточно дорогим удовольствием. Консолидация спроса позволит в два раза снизить цену, а также предлагать аграриям более выгодные условия по срокам и сервисной поддержке.

Еще одно перспективное направление для ЭПР в Башкирии — отработка взаимодействия беспилотников с легкой авиацией. В первую очередь систем взаимного наблюдения, чтобы живые пилоты видели БПЛА.

В кулуарах форума «Ридус» побеседовал о перспективах развития ЭПР, инновационных научно-технических центров, беспилотных систем и других высокотехнологичных направлений в России с Дмитрием Сидоровым, директором по развитию «Аэрокосмической инновационной долины» (АКИД), которая была создана в Рязанской области весной 2022 года по поручению президента России Владимира Путина.

«Ридус»: Все большее пилотируемой сухопутной, воздушной и морской техники заменяется на беспилотную. Какими вы видите перспективы развития этой отрасли в России?

Дмитрий Сидоров: Эта сфера уже движется вперёд семимильными шагами. В нашей стране производится множество видов БПЛА, начиная от малых (до килограмма) и заканчивая тяжелыми беспилотниками. Большинство имеет перспективы применения и в военных, и в гражданских целях. В том числе в области сельского хозяйства. Любопытно и направление разработки беспилотных аэротакси. Что же касается перспектив именно в процессе организации производства, то ситуация выглядит следующим образом.

Директор по развитию «Аэрокосмической инновационной долины» Дмитрий Сидоров. © «Ридус»

Еще несколько лет назад многие российские производители приобретали компоненты для дронов за рубежом, прежде всего в Китае. Ныне картина меняется, всё больше производств создаётся непосредственно на территории России. Использовать такие комплектующие выгоднее. Ещё одна перспектива развития отрасли — адаптация законодательства, чтобы можно было использовать БПЛА более широко. Правда, в любом случае важно помнить: на этом этапе развития технологий беспилотники просто помощники. Полностью заменить пилотируемую авиацию они пока не в состоянии.

Беспилотник. © Соцсети

«Ридус»: Расскажите, какие основные задачи стоят сегодня перед «Аэрокосмической инновационной долиной».

Дмитрий Сидоров: В данный момент завершается регистрация органов управления «Аэрокосмической долины». Параллельно мы начали работу с первыми резидентами. Ключевые задачи — объединить вокруг себя производителей и разработчиков перспективной авиационной и космический техники (включая БПЛА), а также авионики, радиотехники, программного обеспечения, наземного аэродромного оборудования, программного обеспечения и иных решений, связанных с аэрокосмической деятельностью. Современные вызовы требуют эффективной координации усилий всех задействованных в развитии отрасли организаций, как государственных, так и частных. От того, насколько успешно получится выстроить такую кооперацию, и зависит успех «Долины».

«Ридус»: В России уже существует несколько инновационных территорий. Зачем создают ещё одну в Рязанской области?

Дмитрий Сидоров: Действительно, такой формат для России не новый. Положительный опыт у нас уже есть. Так, всего существует десять «долин», и у каждой есть своя специализация, определяемая правительством. Наша обозначена в самом названии. Это расширение возможностей для высокотехнологичных компаний и людей, задействованных в аэрокосмической отрасли, получать государственную поддержку, налоговые льготы и другие преференции в рамках «Долины» и 216-го ФЗ.

«Ридус»: То есть чем больше «долин», тем лучше?

Дмитрий Сидоров: В пределах потребностей рынка — да. Сейчас он остро нуждается в развитии профессиональных площадок для работы с актуальной отраслевой повесткой. И раз у нас уже сейчас очередь из более чем 60 потенциальных резидентов, значит, формат востребован.

Беспилотники в России.© Лев Бубнов / Коллаж / ridus.ru

«Ридус»: Установлен ли какой-либо предел по количеству резидентов?

Дмитрий Сидоров: Предела нет. Но есть критерии отбора. Главный — прохождение кандидатом научно-технического совета, подтверждение актуальности предлагаемых им проектов и способности к их полной реализации.

«Ридус»: Закон «Об экспериментальных правовых режимах (ЭПР) в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» вступил в силу почти два года назад. Каковы первые результаты его реализации?

Дмитрий Сидоров: Сейчас активно развиваются четыре экспериментальные зоны. На то они и экспериментальные, чтобы понять, что будет работать, а что нет. Чтобы дать возможность компаниям, корпорациям, частным инвесторам и производителям попробовать свои силы, протестировать идеи, расширить свои возможности, снизить финансовые затраты на испытания и эксплуатацию, а также показать будущим покупателям свою продукцию в деле.

ЭПР можно применять в разных регионах, но не всем это сейчас нужно. Например, в Якутии в условиях вечной мерзлоты не будет широкого спроса на беспилотники для сельского хозяйства. А, скажем, в Башкирии аграрный сектор очень развит, активно двигаются вперёд и другие направления социально-экономического развития. Логично, что подобная зона создается именно здесь.

«Ридус»: Что на сегодняшний день является главным препятствием введения ЭПР в наиболее значимых областях?

Дмитрий Сидоров: Необходимо получить представление о целесообразности введения такого режима, а также профессионально проработать его введение. Так, например при введении ЭПР, предусматривающего использование БПЛА, необходимо решить вопросы совместного использования воздушного пространства с пилотируемой авиацией. Экспериментальный правовой режим сделает регулирование более гибким, поможет на практике отшлифовать законодательство.

Микросхемы.© imagesbase.ru

«Ридус»: В числе самых острых проблем для российских высокотехнологичных предприятий — нехватка чипов. Радиоэлектроника — одно из основных направлений деятельности «Аэрокосмической долины». Как сегодня обстоят в России дела с производством таких приборов? И каковы масштабы нашего отставания от Запада?

Дмитрий Сидоров: У России в целом большой научный потенциал в производстве радиоэлектронных компонентов. И значительная часть этого потенциала сосредоточена именно в Рязанской области, во многом благодаря деятельности Рязанского радиоинститута (РГРТУ). Соответствующим образом к теме отнеслось и руководство региона. Как только стало известно о подготовке к созданию «Долины», глава субъекта активно подключился к реализации проекта на всех его этапах. Также здесь находится очень много предприятий, которые непосредственно занимаются производством микроэлектроники. И мы в «Долине» постараемся объединить имеющиеся компании, а также привести в регион новых инвесторов. А особые условия работы не только предоставят доступ к новым технологиям и контрактам, но и обеспечат более выгодный налоговый режим. При нынешней динамике развития отрасли через два-три года мы уже сможем производить качественный и востребованный продукт. Конечно, до уровня Intel или AMD он пока дотягивать не будет. Однако базовые потребности промышленности и военной отрасли удовлетворить уже сможет.

«Ридус»: А получится ли догнать мировых лидеров?

Дмитрий Сидоров: Со временем. А пока мы готовы помогать нашим производителям, поставщикам и конструкторским бюро, инженерным компаниям все это создать. В России уже разрабатываются более передовые технологии, чем в других странах, например по беспилотным системам. На фоне реализации экспериментальных правовых режимов появляются «долины» и соответствующее финансирование, принимаются льготные налоговые режимы и открываются новые возможности, которые в разы уменьшают срок реализации глобальных проектов. Так, если говорить о БПЛА, то наши аппараты не хуже иностранных, а порой и лучше. Просто нужно делать производство более массовым.

«Ридус»: Как вопрос создания отечественных чипов будет решаться в рамках «Долины», какова ее предполагаемая роль?

Дмитрий Сидоров: Мы — зона, где можно будет объединить усилия различных компаний и в дальнейшем дать им возможность развивать проекты как раздельно, так и совместно. Также среди наших задач — GR- и HR-поддержка, помощь в поиске инвесторов, рынков сбыта, коллаборация с госкорпорациями и заинтересованными лицами.

Российский модуль в открытом космосе. © roscosmos.ru

«Ридус»: Россия постепенно выходит из международных космических программ. Как в этих условиях формировать собственную? На каких направлениях в освоении космоса стоит сконцентрироваться?

Дмитрий Сидоров: Исторически Россия — первая космическая держава. И мы обязаны ею остаться. Поэтому важно продолжать именно пилотируемые полеты, совершенствовать средства вывода полезной нагрузки на орбиты, спутниковые системы, в том числе навигационные, телекоммуникационные и предназначенные для дистанционного зондирования земли. Для этого в «Роскосмосе» будет создаваться собственная космическая компания. Частные организации, которые разрабатывают спутники и ракеты, также сохранят свою значимость. Такие предприятия в списке кандидатов в резиденты «Долины» уже есть.

«Ридус»: Способна ли сегодня Россия восстановить собственный авиапром до той степени, чтобы компенсировать неизбежный выход из эксплуатации зарубежных воздушных судов?

Самолет МС-21. © mvf.su

Дмитрий Сидоров: Да. Тот же самолет МС-21 полностью уже готов, сейчас идут его испытания с российскими двигателями. Способность страны самостоятельно разрабатывать и производить современные авиационные двигатели — неоспоримое доказательство её возможности решить любую технологическую задачу в авиации. Так, наряду со среднемагистральными самолётами, аналогичная работа ведётся и в малой авиации. В «Долине» будет несколько резидентов, которые спроектировали и построили такие воздушные суда. В конечном счёте «ассортимент» отечественных изделий и комплектующих однажды сможет обеспечить все потребности отрасли, которая ранее была зависима от импорта. Тем более что здесь, как и в космической отрасли, есть немало компаний, которые разрабатывают и производят авиационную технику, оборудование, авионику, программное обеспечение. Мы в «Долине» будем всячески поддерживать их, чтобы новых технологий становилось ещё больше, а их внедрение в массовое производство происходило как можно скорее.

«Ридус»: Спасибо за беседу, и успехов «Долине»!