Как бы поступили опытные американские стратеги, окажись сейчас в нашей шкуре?
Если бы американцы играли на нашей стороне, то они бы сказали: Вам навязывают гонку вооружений — не отползайте в оборону, начните встречную гонку за мир, гонку миротворчества.
Как минимум 90% людей на планете не хотят умирать в ядерной войне, так что у гонки за мир хорошие шансы на успех.
Ставьте не на пропаганду (как делали в СССР), а на выход социальной энергии (как в США). Прислушаемся к совету и попробуем сделать правильные выводы из прошлого. Советский опыт борьбы за мир сейчас не пригодится. Кто постарше помнит, что борьба за мир была дружбой против США и Запада в целом. Лозунги «Миру-мир», «Нет войне», «Да здравствует мир во всем мире», «Война — чума ХХ века», «Нет гонке вооружений» и т. д. Знаменитый белый голубь мира, нарисованный художником Пабло Пикассо для всемирного конгресса сторонников мира под советским покровительством.
С такой же дубиной добра боролись американцы с союзниками за мир — на самом деле против СССР. Мы хорошие, они плохие. Свой и чужой. Нет такого зла, на которое не пойдешь ради победы добра. В стиле двоемыслия тезиса «Война — это мир» Джорджа Оруэлла, придумавшего в 1945 году еще и термин «холодная война».
Соответственно к настоящему миру такая горячая взаимная борьба за мир привести и не могла. Мир должен быть миром, «мягкая сила» реально мягкой-мягкой безо всяких двойных смыслов. И борьба за мир должна быть ненасильственной.
Чей опыт здесь успешен? Но и здесь увидим ограничения. Опыт в стиле ненасильственного протеста в стиле Махатмы Ганди или Мартина Лютера Кинга и его знаменитой речи «У меня есть мечта» (I have a dream) достаточно бесполезен.
Во-первых, потому что это политика. А значит противопоказанные нам споры и тупик. Во-вторых, в новые времена люди измельчали. Люди-герои и живые легенды в прошлом, даже в музыке и искусстве, сейчас есть суперзвезды максимум. На моральное лидерство не тянут.
Может даже и хорошо, так как лидерская схема уязвима — дискредитировал, поймал на ошибке — и сразу крест на всем деле. Нужна схема без лидеров, схема с идеей. В условиях быстрой информационной эпохи самый интересный опыт идеологии без лидерства можно почерпнуть у американских хиппи. «Мягкая сила» хиппи обезоруживала в прямом смысле ненасильственным протестом. В конце 60-х годов они выступали за свободу, любовь и пацифизм, активно выступали против участия армии США в войне во Вьетнаме. Все контркультуры начинали по формуле сторонника методов ненасилия Махатмы Ганди «Сначала они тебя не замечают, потом смеются над тобой, затем борются с тобой. А потом ты побеждаешь».
Что мы помним о хиппи? Субкультура сыграла одну из самых заметных ролей в событиях загадочного 1968 года, когда ход развития истории неожиданно и одномоментно надломился по всей планете.
Идеологическим стержнем являлось ахимса (понятие из восточной духовной школы, то есть ненасилие и не причинение вреда ни делом, ни мыслью. В христианстве ахимсе соответствуют заповеди «Не убий» и «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»).
Лозунгом хиппи был тот самый девиз Make love Not war «Занимайся любовью, а не войной», успешно скрещенный потом с не менее знаменитым символом антивоенных выступлений пацификом.
Поскольку хиппи одевались в яркую одежду с вышитыми цветами, часто вплетали цветы в волосы, раздавали цветы прохожим и вставляли их в оружейные дула полицейских и солдат, а также использовали лозунг «Flower Power» («сила цветов» или «власть цветов»), их стали называть «детьми цветов».
В эпоху картинки YouTube и Instagram любая новая успешная культура обязана выглядеть современной и модной в социальных сетях. У хиппи было столько яркого молодежного драйва, что эхо слышно до сих пор. Неофициальный гимн хиппи «All You Need Is Love» от Beatles («Все что тебе нужно — это любовь») передает настроение того времени и спустя полвека.
Хиппи были идеально неудобным противником для власти. Кто в эпоху наживы и апатии может бороться за мир? Только наивные романтики, у которых по мнению окружающим «ничего не получится».
Отлично, на контрасте с романтиками многие реалисты-циники выглядят настоящими чудовищами. Конечно хиппи были на волне и нерве своего времени и буквальное повторение невозможно и не нужно, но очень многое из этого опыта возможно учесть.
Новый вариант молодежной субкультуры с колоссальной социальной энергией и возможностями цифровых коммуникаций вполне (которых у хиппи не было) способен появиться как реакция на несовершенство существующего взрослого «Горячего Мира», или «Холодной Войны-2».
Мы изучаем технологию, а как выглядит форма и духовность решает текущий контекст времени. Может быть новыми «хиппи» окажутся рэперы или непредугадываемые сейчас, кто ж знает.
Зачем в проекции хорошего дела для будущего нужна прямая ассоциация с брендом из прошлого, тем более косяков у хиппи хватало ой мама? Это небольшая уловка — в бренд «хиппи» вложено столько информационных усилий, что грех ими не воспользоваться через пятьдесят лет. Называете субкультуру «новые хиппи» и сразу умножаете внимание к субкультуре в тысячи раз.