Образование Общество

Новые школьные проекты чиновников повергли родителей в ужас

4 9905

В последние дни учебного года чиновники системы народного образования решили, кажется, выплеснуть всю недоизрасходованную за предыдущие девять месяцев творческую энергию.

Так, уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова выдвинула план по повышению безопасности школьников. План включает как интуитивно понятные для любого чиновника всех времен и народов шаги вроде введения в школах должностей наставников, так и специфические — например, особую работу с детьми, которые состоят в подозрительных группах в соцсетях.

Не забыты и родители: федеральная детозащитница предлагает наладить систему их информирования о потенциально опасных занятиях детей, например об их увлечении «деструктивной информацией».

Осуществить планов громадье по ограждению детей от сексуальных сетевых маньяков, охотников за душами и синих китов она предполагает стахановскими темпами — уже к концу первого полугодия 2018/2019 учебного года.

Великие умы мыслят одинаково. Почти одновременно с Кузнецовой замруководителя столичного департамента образования Игорь Павлов сообщил, что власти Москвы намерены принять нормативные акты, которые ограничат пронос в школы ряда предметов в целях обеспечения безопасности в образовательных учреждениях.

Не родительское это дело — детей воспитывать

Вводить институт наставников в школах очень своевременно в свете обстановки как в обществе в целом, так и в детских коллективах в частности, поддерживает инициативу председатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова.

У воспитателя задача — сделать из школьника достойного гражданина Российской Федерации, вложить ему в сознание критерии того, как надо себя вести в той или иной жизненной ситуации. Задача воспитателя — сформировать у воспитанников правильное восприятие мира, — высказала она ранее «Ридусу» свое мнение.

Мировосприятие и сознание подростков нельзя пускать на самотек или отдавать на откуп родителям; школа должна его моделировать с учетом государственных интересов России, полагает она: «Школа должна формировать поведение учащихся на год, три, десять лет вперед».

Но сегодня просто не существует какого-то федерального стандарта, описывающего задачи школьного воспитателя. Это кто — массовик-затейник? Аналог светского капеллана в армии? Лектор-пропагандист советского образца? Или всего понемногу?

Вероятно, к декабрю такой стандарт должен быть разработан и принят к действию, если Анна Кузнецова поставила именно такие сроки. При этом ее инициатива совсем не оригинальна: еще в начале марта вице-спикер Госдумы Ирина Яровая предложила ввести в школах должности воспитателей. Слово другое, суть та же.

Развели семейственность

Не отстают в стремлении оградить детей от всего плохого и непонятного и сами родители — во всяком случае, наиболее активная их часть.

Некоторые СМИ на этой неделе сообщили, что с нового учебного года в российских школах начинается преподавание предмета под условным названием «Семейная этика». Курс разработан Национальной родительской ассоциацией (НРА) и включает такие темы, как «основы мужской и женской культуры» и «семейной любви», иронизируют журналисты.

Но это далеко не точное описание, опроверг такие сообщения в беседе с «Ридусом» ответственный секретарь координационного совета НРА Алексей Гусев.

«Это так, мы в мае выиграли объявленный Минобрнауки еще год назад тендер, в котором принимало участие еще пять других проектов. Полагаю, что выбор пал именно на наш проект потому, что он оказался на 35% дешевле, чем проекты конкурентов», — признался он.

По словам Гусева, совершенно неверно в любом случае воспринимать проект НРА как общефедеральный и «готовый к употреблению» — потому что такой предмет, как семейная этика, не может быть одинаковым в мусульманских регионах, на Дальнем Востоке и в Центральной России. Решать, чем наполнять эти часы, должны региональные власти и даже конкретные школы.

«Я вообще не вполне понимаю, почему вокруг преподавания основ семейной жизни поднимается столько шума. Кто-то обязательно видит в этой теме какую-то „клубничку“: мол, школьникам будут рассказывать про инцест и т. д. Ведь в некоторых регионах — в Татарстане, например — этот предмет входит в школьные программы уже лет десять и является там ничуть не более противоречивым, чем, скажем, обществоведение», — утверждает Алексей Гусев.

Новое — это хорошо напуганное старое

Скорее опасение у родителей вызывает сам факт появления в школьном ранце своих детей нового непонятного учебника, чем содержание этого учебника. Ведь многие родители также возмущаются обязательным изучением в 4-м классе основ религиозных культур, под которые выделяются отдельные часы.

То есть родители выступают с равной страстью как против «религиозного мракобесия» (каковой им видится религиоведение), так и против «моральной распущенности» (которое они видят в семьеведении).

Именно такие родители устроили ранее в этом году «восстание» в московской школе № 734 против директора.

Но громить предмет «семейная этика» (под любым названием, каким оно может преподаваться) очень рано еще и потому, что ни на федеральном, ни на региональном, ни тем более на школьном уровне до начала нового учебного года никаких приказов на сей счет издать, скорее всего, не успеют, успокаивает Гусев.

«Что будет с нашим проектом после того, как Минобрнауки оказалось разделенным на два отдельных министерства, сказать не берусь. Вообще не понятно еще, какие предметники могут семейную этику преподавать: историки? литераторы? обществоведы? В пединститутах такой специализации не обучают, методик не существует», — предлагает охладить эмоции представитель НРА.

Родительский дом — начало начал

В России вообще стремление кого бы то ни было — государства, религиозных организаций, общественников — обучать детей подобным вопросам вне рамок семьи всегда вызывало протесты части родителей, которые убеждены в том, что «богу — богово, кесарю — кесарево»: есть такие воспитательские функции, которые может осуществлять только родительская семья, и никакое внешнее вмешательство в этот процесс недопустимо.

Именно попытки внешних к семьям организаций и сил решать, что хорошо, а что плохо для конкретного ребенка, вызвали к жизни понятие «ювеналка» — форсайт-проект, который многие ответственные и сознательные родители используют как самое страшное ругательство.

Но есть высокий риск того, что прививаемые школьными воспитателями по единой федеральной программе установки могут вступить в конфликт с ценностями, которые приняты в родительской семье ребенка.

Последствия такого конфликта могут быть самыми разными, но в любом случае негативными.

Это либо сделает из подростка невротика, либо конформиста, который будет, как флюгер, менять точку зрения в зависимости от состояния окружающей среды. А назвать конформиста Гражданином с большой буквы невозможно даже в обществе, которое, вероятно, кажется Ирине Яровой идеалом.