В последние годы мировое потребление вина неуклонно снижается, и это вынудило винодельческую промышленность адаптироваться. Органические и апельсиновые вина, безалкогольные напитки и марочные вина высокого класса пользуются повышенным спросом, поскольку увлечение здоровым образом жизни и растущая инфляция меняют потребительские привычки.
По предварительной оценке Международной организации вина и виноградарства, мировое производство вина в прошлом году сократилось примерно на 2%, до самого низкого уровня с 1961 года. Во многом из-за климатических проблем и неблагоприятных погодных условий, особенно во Франции, где производство сократилось настолько значительно, что это «существенно повлияло на мировые поставки вина».
Найти свою нишу
Снижение производства сопровождалось сокращением спроса. Последние статистические данные показывают, что мировое потребление вина в 2023 году сократилось на 2,6% по сравнению с 2022 годом, когда оно было «и без того низким».
«Люди активно стараются пить меньше», — сказал CNBC Ричард Холстед, исполнительный директор отдела потребительских исследований в исследовательской компании IWSR, занимающейся алкогольной промышленностью.
По его словам, крепкие спиртные напитки, типа коньяка и виски, по-прежнему востребованы только для особых случаев, а такие напитки, как вино и пиво, которые раньше были повседневными, чувствует себя неважно. Это заставляет многих представителей винодельческой индустрии менять маркетинговую стратегию, поскольку вино становится не обыденностью, а редким лакомством.
«Индустрия думает о том, как заставить людей потратить на это немного больше денег, сделав продукт более интересным. Вы видите такие характеристики, как натуральность, органичность, апельсиновость, акцент на ремесленное производство. Люди хотят контролировать ситуацию, их больше интересует сам продукт, а не просто механизм доставки алкоголя», — сказал Холстед.
Этот более специализированный интерес привел к росту в тех областях виноделия, которые раньше были нишевыми. По прогнозам исследовательской компании Horizon, объем рынка органического вина в период с 2024 по 2030 год будет ежегодно увеличиваться на 10,3%, при этом наибольший доход будет получен в Европе. Производство апельсинового вина, получаемого из белого винограда, на котором дольше сохраняется кожица, также значительно выросло.
Татьяна Фокина, генеральный директор магазина спиртных напитков Hedonism Wines в Мейфэре, известного своими редкими предложениями, рассказала, что с момента открытия магазина в 2012 году она стала свидетельницей серьезных изменений в продажах вина. В частности, люди стали больше интересоваться процессом производства и происхождением вина, которое они потребляют.
«Я думаю, что люди гораздо более осведомлены о том, что они пьют. У них лучше развиты вкусовые рецепторы, они узнают немного больше о сложных винах, возможно, винах более высокого уровня, вместо того, чтобы покупать больше простых, низкосортных вин», — сказала она.
Изменения произошли на фоне надежд экспертов на возрождение индустрии изысканных вин после падения цен на 11% в 2024 году. По их мнению, демография покупателей таких напитков меняется: бэби-бумеры (родившиеся между 1946 и 1964 годами) «уходят» с рынка, в то время как молодое поколение начинает вовлекаться в него, в том числе через цифровые торговые площадки, которые помогают «демократизировать» доступ к отрасли.
Фокина согласилась с тем, что теперь люди готовы тратить больше на одну бутылку хорошего вина, вместо того чтобы покупать, например, три бутылки менее качественного. По ее словам, также растет интерес к полубутылкам, поскольку люди не обязательно хотят открывать полную бутылку вина, например, во вторник вечером.
Вино вместо пива
Молодое поколение также является лидером роста в другой области индустрии: производстве слабоалкогольных вин и безалкогольных коктейлей.
Представители поколения Z, которых часто определяют как людей, родившихся в период с 1996 по 2012 год, в настоящее время составляют 45% пьющих. И, в отличие от своих родителей, они считают благополучие движущей силой своего поведения. Согласно исследованию Mintel, люди в возрасте 20-24 лет в Великобритании в два раза реже покупают алкогольные напитки, чем представители старшего поколения, в том числе из-за повышенного внимания к здоровью.
ISWR отмечает, что по мере того, как рынок безалкогольных напитков переживает «трансформационный период роста», вино выходит на лидирующие позиции. Организация ожидает, что совокупные темпы роста рынка составят около 12% в период с 2023 по 2027 год, по сравнению с ростом на 2% производства пива и сидра.
Генеральный директор крупнейшей в мире пивоваренной компании AB InBev Мишель Дукерис в недавнем интервью CNBC высказался оптимистично в отношении безалкогольных напитков. Он подчеркнул важность социальных контактов для потребителей и сказал, что безалкогольные варианты позволяют людям продолжать общаться.
«Обычно они не могли пить, потому что им нужно было ехать домой. Теперь они могут пить безалкогольное пиво, общаться с друзьями, а потом спокойно садится за руль и возвращаться домой», — сказал он, добавив, что многие люди адаптируют свой режим, переходя на безалкогольные напитки.