С 2035 года в ЕС будет нельзя продавать новые автомобили с выбросами CO2. Страны блока наконец-то одобрили закон, над которым трудились с октября прошлого года и который в начале марта внезапно заблокировала Германия. Берлин добивался — и добился — исключения для машин на электронном (или синтетическом) топливе.
Закон также требует, чтобы у всех новых машин, которые будут продаваться в регионе с 2030 года, выбросы СО2 были снижены на 55% по сравнению с уровнями 2021 года. Это должно ускорить декарбонизацию европейского автопарка. На транспорт приходится почти четверть выбросов ЕС.
Изначально предполагался полный запрет на продажу новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания после 2035 года. Но против этого восстали крупнейшие автомобильные концерны, в том числе Porsche и Ferrari (опасаются, что батареи сделают их машины слишком тяжелыми), а также Volkswagen, Mercedes-Benz и Ford (им пришлось бы в сжатые сроки полностью перестраивать заточенное под ДВС производство).
Исключение, сделанное по настоянию Германии, дарит традиционным транспортным средствам вторую жизнь. Только теперь им придется питаться не соляркой и бензином, а e-fuel — смесью из водорода, полученного с помощью электричества, и уловленного в воздухе углерода.
Этот «коктейль» считается углеродно-нейтральным, поскольку СО2, выделяемый при сгорании топлива, уравновешивается CO2, удаляемым из атмосферы для производства топлива. Впрочем, экологи указывают, что такой подход решает проблему роста вредных выбросов, но не помогает их сокращению.
Ранее гендиректор Renault Лука де Мео в интервью Politico предположил, что все европейские автопроизводители прекратили разработку новых двигателей внутреннего сгорания. «Никто не разрабатывает новый ДВС с нуля, все деньги идут на электрические или водородные технологии», — уточнил он.
Как отмечает Reuters, закон был принят не единогласно. Против выступила Польша, которая считает план нереалистичным и опасается, что он повысит цены на автомобили. Воздержались Италия (она хотела исключения для автомобилей на биотопливе), а также Болгария и Румыния.
Министры энергетики ЕС во вторник договорились продлить добровольную цель по ограничению потребления газа на 15% в течение 12 месяцев, чтобы лучше подготовиться к следующей зиме.