Соединённые Штаты и Китай во вторник начали взимать дополнительные портовые сборы с морских судоходных компаний, перевозящих всё что угодно: от праздничных игрушек до сырой нефти. Открытое море становится ключевым фронтом в торговой войне между двумя крупнейшими экономиками мира.
В начале 2025 года администрация президента США Дональда Трампа объявила о планах взимать сборы с судов, связанных с Китаем, чтобы ослабить влияние страны на мировую морскую отрасль и поддержать судостроение в США.
Путь для подобных санкций открыло расследование, проведённое во время правления администрации бывшего президента США Джо Байдена. Эксперты пришли к выводу, что Китай использует несправедливую политику и практику для доминирования в секторах мирового судоходства, логистики и судостроения.
На прошлой неделе Пекин заявил, что введёт собственные портовые сборы для связанных с США судов (построены в данной стране, ходят под её флагом, принадлежат американским компаниям или эксплуатируются ими) с того же дня, когда вступят в силу сборы США. Исключение сделано для судов китайского производства и кораблей, заходящих на китайские верфи для ремонта.
Китай ввёл санкции против пяти дочерних компаний южнокорейской судостроительной корпорации Hanwha Ocean, которые «помогали и поддерживали» расследование США в отношении китайской торговой практики.
Пекин начал изучение того, как расследование США повлияло на его судоходную и судостроительную отрасли. При этом Министерство торговли КНР во вторник настоятельно призвало США «исправить ошибочные действия» и вместо этого продолжить диалог с консультациями.
«Симметрия по принципу ока за око загоняет обе экономики в спираль морского налогообложения, которая грозит исказить мировые грузопотоки», — отмечено в исследовательской записке афинской компании Xclusiv Shipbrokers.
В отчёте Clarksons Research говорится, что новые портовые сборы могут затронуть нефтяные танкеры, составляющие 15% мирового флота. Об этом сообщает Reuters. Аналитик Jefferies Омар Нокта подсчитал, что это затронет 13% танкеров для перевозки сырой нефти и 11% контейнеровозов мирового флота.
«Использование торговой и экологической политики в качестве оружия свидетельствует, что судоходство превратилось из нейтрального канала мировой торговли в прямой инструмент государственного управления», — констатировала Xclusiv Shipbrokers.