Собственно, экономические причины обсуждаются нами уже более 10 лет. Они состоят в том, что 30 с лишним лет стимулирования спроса привели к ситуации, при которой домохозяйства потребляют много больше, чем получают: расходы домохозяйств в Евросоюзе и США превышают их реально располагаемые доходы на 20–25%. На сегодня практически все инструменты стимулирования спроса исчерпаны — и он начинает падать. Именно в этом падении частного спроса и состоит базовый механизм кризиса, и нет никаких оснований считать, что он прекратится в ближайшее время.
Эта наша теория, однако, ничего не говорит о сроках начала той или иной стадии кризиса, здесь нужно более тщательно разбираться в конкретных деталях. Кризис 2008 года был виден по резкому росту частных долгов, а что угрожает нам сегодня? По мнению большинства экспертов, это «пузырь» на фондовом рынке США, который уже давно оторвался от реальных экономических показателей компаний и резко растёт на фоне стагнирующей экономики.
Мы здесь, на нашем сайте, неоднократно отмечали, что, скорее всего, «пузырь» прорвётся до середины 2015 года. Но сегодня появилась информация о том, что примерно такое же мнение у руководства ФРС. Во всяком случае, именно так можно интерпретировать слова главы ФРС Джанет Йеллен на пресс-конференции после последнего заседания Комитета по открытым рынкам ФРС США. Она сказала, что к концу 2015 года учётная ставка ФРС существенно повысится — до нескольких процентов.
С учётом нынешнего состояния накопленных долгов и состояния корпоративных финансов такое повышение вызовет массовые банкротства домохозяйств и финансовых институтов и полное обрушение финансовой системы. Иными словами, повышение ставок либо само по себе вызовет очередную волну кризиса, либо же должно произойти уже после кризиса, как способ понизить резко возросшую инфляцию. Если предположить, что обвал фондового рынка произойдёт до середины 15 года, то слова Йеллен абсолютно адекватно описывают рациональную финансовую политику денежных властей, она только скромно умолчала про обвал.
Подобная ситуация означает, что у США не так уж много времени на то, чтобы подготовиться к серьёзному ослаблению роли доллара на мировой арене и, соответственно, усилению региональных валют. Собственно, максимум, на который они могут рассчитывать — это года полтора. И за это время они должны подготовиться к тому, что главный инструмент управления ситуацией в мире, контроль за оборотом мировой резервной и торговой валюты — доллара — резко ослабнет.
Понятно, что в такой ситуации они основное внимание должны обратить на те валюты, которые усилятся в результате этой волны кризиса. И это усиление нужно максимально ограничить и, по возможности, согласовать со своей политикой. Инструменты для этого пока есть, но все ресурсы нужно направить именно на решение этой задачи, всё остальное сегодня особой роли не играет.
А какие валюты теоретически могут резко усилиться? Если смотреть на наше окружение, то три: евро, юань и рубль. И что же мы видим? США резко усиливают процесс переговоров по созданию зоны свободной торговли между ЕС и США (которая фактически превращает Западную Европу в торговую колонию США), усиливают напряжённость на Украине (то есть на пути нового «Великого шёлкового пути» из Китая в западную Европу), пугают ЕС Россией.
Про Китай я здесь писать не буду (за исключением попыток прервать взаимодействие Китая и ЕС или, иначе, предотвратить захват Китаем рынков западной Европы), а вот про рубль сказать стоит. Либеральное (то есть проамериканское) лобби в правительстве и Центробанке России активно пытается не допустить создания полноценной рублёвой финансовой системы. Это хорошо видно по тому, как договорились Сбербанк и ЦБ в части продвижения заведомо провального проекта по созданию национальной платёжной системы на базе «универсальной карты» Сбербанка, при том, что существует инфраструктура ОРСа, который позволяет создать такую платёжную систему буквально за месяц. Впрочем, практически все действия ЦБ сегодня направлены на то, чтобы сохранить или усилить зависимость нашей экономики от доллара.
В такой ситуации понятно, в чём проблема Украины. Она стала заложником стратегических проблем США, поскольку находится между основными потенциальными конкурентами доллара, и шансов избежать кризиса у неё нет — силы явно несоразмерны. Однако активность США в течение ближайшего года станет основой нестабильности ещё в очень большом количестве регионов, Турция тому пример. И приведённые выше доводы показывают, почему США от своей политики не откажутся. Как говорится, «ничего личного, только бизнес». Ну, в нашем случае — только политика.
Какие из всего сказанного можно сделать выводы? Что нужно готовиться. Карты уже фактически розданы, принципиальных изменений не будет. Нужно готовиться к развалу Украины (хотя стимулировать его не стоит, тут США и их агентура в Киеве справятся и без нас), нужно обязательно усиливать экономическую политику, сокращая нашу зависимость от импорта и доллара США. Нужно выстраивать долгосрочную стратегическую партнёрскую линию с Китаем (причём так, чтобы он тоже её воспринимал как долгосрочную и партнёрскую, а не как тактическую хитрость с целью получить от нас то, что ему нужно). Наконец, нужно начать бороться с собственной коррупцией, и потому, что, как хорошо сказал Лукашенко, когда власть думает только об обогащении, она теряет страну, и потому, что «поставлена» у нас коррупция американскими советниками и её продолжение сохраняет нашу зависимость от этой страны.
В общем, работать надо.