Динамика рынка электромобилей не радует мировых автопроизводителей, и они пересматривают свои стратегии в этом секторе. В четверг Ford Motor отозвал свой прогноз по результатам продаж в этом году из-за «неопределенности» по поводу предстоящей ратификации соглашения с профсоюзом United Auto Workers (UAW) и снижения спроса. Компания также отложит некоторые из запланированных многомиллиардных инвестиций в новые мощности по производству электромобилей и аккумуляторов, заявил ее финансовый директор Джон Лоулер, сославшись на «огромное понижательное давление» на цены.
Ford ожидает, что новый контракт с UAW увеличит стоимость рабочей силы на автомобиль на 850–900 долларов, добавил он. Между тем компания уже потеряла примерно 36 тысяч долларов на каждом из 36 тысяч электромобилей, которые поставила дилерам в этом квартале, сообщает Reuters. Это даже больше, чем ее предполагаемый убыток в 32 350 долларов на электромобиль во втором квартале.
В июле генеральный директор Джим Фарли заявил, что компания замедлит рост производства убыточных электромобилей, перенеся инвестиции в подразделение коммерческих автомобилей Ford. Тогда же компания продлила добровольно установленный срок, к которому планирует достичь производства на уровне 600 тысяч машин в год, и отказалась от цели по производству двух миллионов электромобилей к 2026 году.
Смена ориентиров
Растущая обеспокоенность Ford по поводу снижения спроса на электромобили последовала за решением ее конкурента General Motors в начале этой недели отложить строительство завода по производству электрических грузовиков стоимостью четыре миллиарда долларов в Мичигане. Компания также объявила, что отказывается от своих целей по производству 100 тысяч электромобилей во второй половине этого года и еще 400 тысяч в первые шесть месяцев 2024 года. GM не знает, когда достигнет этих целей.
«По мере того как мы продвигаемся дальше по пути перехода к электромобилям, он становится немного ухабистым», — описывает ситуацию генеральный директор GM Мэри Барра, которая исторически была одним из самых оптимистично настроенных руководителей автомобильной промышленности в отношении будущего электромобилей.
GM была пионером на этом рынке, продавая Chevrolet Bolt в течение семи лет и делая смелые заявления о своем полностью электрическом будущем задолго до того, как ее конкуренты присоединились к этому движению, напоминает Business Insider. Так что заявление главы GM является знаковым и стало своего рода сюрпризом для инвесторов.
Но гиганты американского автопрома не одиноки в этом новом взгляде на будущее электромобилей. Даже Илон Маск из Tesla предупредил в недавнем отчете о финансовых результатах, что экономические проблемы приведут к снижению спроса на электромобили.
«Это довольно жестокая ситуация», — сказал финансовый директор Mercedes-Benz Харальд Вильгельм.
Назад в реальность
Почти все электромобили на мировом рынке, независимо от производителя, продаются сегодня по цене ниже рекомендованной, а некоторые к тому же получают дополнительные льготы от производителя почти на 10%. Это происходит по мере увеличения запасов в дилерских центрах.
Продавать такие машины становится все сложнее, потому что на смену богатым адептам технического прогресса приходят консервативные покупатели, которым важна стоимость и наличие соответствующей инфраструктуры.
Отказываясь от планов совместной с GM разработки электромобилей стоимостью менее 30 тысяч долларов, генеральный директор Honda Тошихиро Мибе сказал, что изменение ситуации с электромобилями трудно оценить. Компания год изучала этот вопрос и в итоге решила, что овчинка выделки не стоит.
«Поэтому на данный момент мы заканчиваем разработку доступного электромобиля», — сказал Мибе в интервью Bloomberg на этой неделе.
«Люди наконец-то видят реальность», — заявил председатель Toyota Motor Акио Тойода на выставке Japan Mobility Show. Как сообщает Wall Street Journal, Тойода долгое время скептически относился к чисто электрическим проектам своих коллег.