Кино

Новый сезон «Игры престолов»: кровь, похоть и драконы

0 1527

С сексом, правда, в последнее время в Вестеросе всё сложнее. Когда пять лет назад сериал только начинался, все актрисы были если не молоды, то безвестны — и ради славы легко соглашались на любые вольности. Теперь они — мирового уровня богини, героини глянца, звёзды красных дорожек. На этом этапе, что не раз доказано, на девушек нападает неожиданная скромность: раз цель достигнута, теперь пусть раздеваются другие. И хотя в других недостатка, естественно, нет (что к чему смекнули многие симпатичные актрисы), эффект, конечно, уже не совсем тот.

1 Кадр из телесериала «Игра престолов» © «Амедиатека»

По счастью, сюжет сериала весьма удачно предполагает, что не вполне удовлетворённая похоть может быть компенсирована обилием крови. Здесь правил никаких нет — и погибнут рано или поздно все, как главные персонажи, так и вторичные. Смерть их будет традиционно лютой: оглядываясь назад, на прошедшие пять сезонов, вспоминаешь в первую очередь — невольно, само в голову лезет — сцены с перерезанием глоток, отрубанием и размозжением голов, угасанием в жутких мучениях. На время показа «Игры» телеэкран превращается в гладиаторскую арену, а зрители — в неистовую толпу, единодушно опускающую большие пальцы вниз: «Убей, убей, убей!». Никого не будет жалко. Усопших долго не поминают.

Ну и драконы — яркий символ средневековья с его культом грубой силы и бесчеловечного огня.

2 Кадр из телесериала «Игра престолов» © «Амедиатека»

Феномен «Игры престолов» тем удивительнее, что это далеко не лучший сериал из числа тех, что доступны сегодня зрителю. С точки зрения драматургии он вообще уже давно топчется на одном месте. Сколько раз мы слышали, что «зима близко», но насколько близко, когда же? В первых сериях каждого сезона идёт долгая тоскливая раскачка, персонажи степенно готовятся к решающему бою, заполняя эфир околополитической болтовнёй и с относительной лёгкостью справляясь по ходу дела с небольшими локальными стычками. В девятом эпизоде накал страстей достигает, как правило, пика, в десятом разгребают последствия. Легко предсказать, что до июня в шестом сезоне ничего принципиального, по большому счёту, не произойдёт. Но ажиотаж вокруг фильма таков, что совершенно ясно: зрителей по всему миру шаблонность структуры волнует в самую последнюю очередь.

3 Кадр из телесериала «Игра престолов» © «Амедиатека»

О какой вообще драматургии может идти речь, когда главный аттракцион момента — угадать, кто из ныне живых погибнет, а кто из ныне мёртвых воскреснет? Причём именно угадать, а не вычитать: это писатель может годами ждать вдохновения, а на телевидении законы другие — и сериал успел обогнать книгу: лёгший в основу шестого сезона роман «Ветра зимы» ещё даже не дописан. Поэтому на полном серьёзе делаются ставки — и мы тоже можем в эту игру сыграть хоть прямо сейчас.

4 Кадр из телесериала «Игра престолов» © «Амедиатека»

А ведь Джордж Мартин со своей людоедской фантазией провернул на наших глазах любопытнейший эксперимент, обнажив в цивилизованном обществе дремавшие доселе первобытные инстинкты. Фигуры на его шахматной доске лишь кажутся ладьями, ферзями и королями, в то время как все они — разменные пешки. Мы перестали их жалеть, вовремя смекнув, что никто по-настоящему не ценен. Жалко было первых жертв, невинных и подставленных; но теперь, после пролившихся кровавых рек, процесс умерщвления построен по принципу детской считалочки — на ком остановилась, с тем и попрощаемся. Так вернее всего работает шоковый принцип, так максимальнее отдача.

5 Кадр из телесериала «Игра престолов» © «Амедиатека»

Немаловажно в этом смысле то, что фигур много — подумаешь, одной станет меньше!.. Их количество — то, что действительно выделяет «Игру престолов» среди прочих телешоу. В данном плане сериал сравним, пожалуй, только с «Остаться в живых», но и это сходство относительно: там сюжетные ветки основных персонажей всё же не разрастались столь безудержно. Казалось бы, следует только радоваться: больше героев — больше возможностей для развития. Но в том-то и дело, что мало кто из них по-настоящему движется вперёд — и постоянные переключения от одного лица к другому вовсе не придают сериалу динамики. Напротив, подобное мельтешение мешает психологическому росту характеров, без которого энергичная перетасовка сцен напоминает уже не роман, а карточную колоду: раздали, разыграли, сбросили.

6 Кадр из телесериала «Игра престолов» © «Амедиатека»

Для того, кстати, и нужны драконы — они весьма удачно маскируют существенные недостатки. Сериал берёт не дорогими сердцу нюансами, а постановочным размахом: декорации, массовка, спецэффекты!.. Реклама напирает на огромный, несвойственный телевизионному контенту бюджет — и выясняется, что для массовой истерии этого более чем хватает. И да, ничего не скажешь: богато сделано, жирными мазками. Народ доволен, так что молчите, критики, вас всё равно никому не услышать.

7 Кадр из телесериала «Игра престолов» © «Амедиатека»

Под напором мирового признания одними из последних сломались американские телеакадемики, долгое время не отдававшие «Игре престолов» главной сериальной награды, ограничиваясь (да и то не каждый раз) признанием чисто технических достижений. Но и этот бастион был прошлой осенью сокрушён общественным мнением («Как?! Да вы что?!!») — когда «Эмми» всё-таки досталась проекту за его пятый, пока что худший сезон. Фанаты довольны — это главное; теперь члены жюри могут спать спокойно, не боясь, что их забросают тухлыми яйцами. Впрочем, им ведь снова голосовать через несколько месяцев…

Однако стоит помнить, что последней всегда погибает надежда. Возможно, в этот раз ей и удастся избежать страшной участи — бывают же подобные чудеса в Вестеросе…

Трейлер телесериала «Игра престолов»