Военные конфликты Политика

Нужен ли Украине «Бородавочник» — самолёт, созданный для борьбы с танковыми ордами СССР?

0 5627

Разговоры о вооружении ВВС Украины самолетами из запасов стран НАТО ведутся практически с самых первых дней конфликта. После эпопеи с польскими МиГами из уст украинских военных все настойчивее звучали призывы к Западу предоставить им боевые самолеты натовского производства.

Тогда же звучали призывы отправить на Украину добровольцев на списанных американских машинах, подобно тому как США сделали во время войны китайского правительства Гоминьдан с Японией.

Сообщения о первой группе украинцев, которые обучаются пилотированию F-16 не получили официального подтверждения. Зато были встречены со скептицизмом со стороны американских экспертов с военным опытом. Они указывали на множество проблем при переходе с МиГов на американские и европейские самолеты. Прежде всего — в обучении пилотов, которое требует значительного времени.

Однако в прошлом месяце законодатели США одобрили проект финансирующий подготовку украинских летчиков. А в минувший уик-энд американский еженедельник TIME опубликовал репортаж из учебного центра, где украинские пилоты обучаются применению … «Бородавочника» — штурмовика А-10 Thunderbolt II.

Изданию удалось пообщаться с украинцем Александром Горганом, который якобы проходит обучение применению А-10.

Поиск в соцсетях быстро выдает страницу Олександра Горгана в Facebook. Согласно профилю, с февраля 2020 года он руководитель девелоперской компании в SAGA Development, а ранее работал в Киевской городской администрации. Никаких указаний на летное прошлое господина Горгана не имеется.

Александр Горган

© Соц. сети

На фото в Facebook тот же самый человек, что и на фотографии в материале TIME. В самой же статье утверждается, что Горган — «офицер пехоты младшего уровня, который будет работать с группой других украинцев и отставных американских пилотов A-10, чтобы попытаться получить в свои руки часть американского флота стареющих Warthog».

Другим украинцем, который причастен к созданию центра, стал Андрей Вавриш — однокашник Горгана по бизнес-школе и также предприниматель в сфере недвижимости.

Господин Вавриш согласился помочь финансировать проект — купить VR-гарнитуры, компьютеры и реплики элементов управления A-10, сделанные онлайн-любителями. Вавриш, как утверждает издание, также подключил к проекту другого одноклассника по бизнес-школе, заместителя министра обороны Александра Полищука. Полищук принес эту идею в ВВС Украины, где согласились помочь выбрать пилотов для программы.

Андрей Вавриш

© Соц. сети

В интервью TIME в начале июня Полищук сказал, что, как правило, страна не начнет готовить пилотов, пока не примет официального решения о запросе самолетов. Но у Украины нет времени и ей надо готовить кадры заранее.

«У нас еще нет политического решения, но есть некоторые политические сигналы о том, что в какой-то момент мы можем получить это оружие. Для нас это означает: начните тренироваться, чтобы использовать их», — цитирует Полищука TIME.

Чему учат украинцев?

«Объект, работающий с начала мая, использует сложные летные тренажеры для подготовки кадров украинских пилотов А-10 к ожидаемому дню, когда США снабдят Украину самолетами. В конце июля TIME было разрешено посетить учебный центр… оснащенный тренажерами разработанными с помощью видео с открытым исходным кодом на YouTube об американских военных тренажерах и построенных с использованием готовых компонентов при руководстве отставными военными США», говорится в статье.

Как утверждает издание, его репортер видел как минимум пятерых пилотов-украинцев, занимающихся на тренажерах.

«A-10 Thunderbolt будет решающим инструментом. Если США предоставят его Украине, вы увидите разницу в количестве целей, которые мы сможем поразить. Вы увидите это при ослаблении их наступательных позиций. И вы увидите это в уверенности нашей пехоты в переходе от обороны к нападению», — заявил один из инструкторов.

Судя по описаниям в американских СМИ, учебный центр построен по образцу класса 355-й учебной эскадрильи на авиабазе Дэвис-Маунтин в Аризоне. Здесь используют общедоступную компьютерную игру Digital Combat Simulator World (DCS) для обучения виртуальной реальности.

В 2021 году The War Zone сообщила, что это подразделение использовало DCS в сочетании с коммерчески доступными гарнитурами виртуальной реальности и другим игровым оборудованием в качестве недорогого и более доступного способа дополнения более традиционных, но дорогих методов обучения симуляции, используемых пилотами A-10.

«Гадкий утёнок»

Выбор самолета, пилотированию которого, якобы, обучают украинцев, выглядит если не странным, то противоречивым.

А-10 Thunderbolt II

А-10 Thunderbolt II

© dvidshub. net

А-10 Thunderbolt II, он же Warthog («Бородавочник») или просто Hog, создан компанией Fairchild-Republic в далеком 1972 году и поступил на вооружение в 1977. Его изначальное предназначение вытекало из того как американские военные представляли себе будущую войну с СССР.

Согласно оценке ЦРУ США, советская доктрина предполагала широкую и быструю наступательную кампанию в Европе, которую будут вести в различных вариантах от 10−15 до 50−90 советских дивизий.

Самолет создавался с целью оказывать непосредственную огневую поддержку армиям НАТО, которым придется противостоять советской танковой армаде на просторах Европы.

Его отличает высокая степень живучести и защищенности. Частичное бронирование прикрывает двигатели, которые помимо этого высоко расположены и защищены от обстрела с земли крыльями. Баки также защищены, а пилот фактически сидит в «ванной» из титана. 

Во время испытаний самолет проверялся на живучесть при обстреле осколочно-фугасными и бронебойно-зажигательными трассирующими снарядами калибра 23 мм установки ЗУ-23−4. Часть систем способна выдерживать осколочные снаряды калибра 57 мм установки ЗСУ-57−2.

Не смотря на то, что основным оружием любого штурмовика являются бомбы и ракеты, культовый имидж «Бородавочника» сформировался благодаря его «саундтреку» — характерному звуку 30-мм авиапушки GAU-8 «Эвенджер». Как говорят американские пехотинцы, он напоминает звук гигантской простыни, рвущейся в небе.

Орудие, представляющее собой современную версию пушки Гатлинга, было создано специально для «Бородавочника» и является одной из мощнейших пушек, когда-либо устанавливавшихся на американских самолётах.

Во время стрельбы по трофейным советским танкам, доставшимся Израилю, выяснилось, что снаряды из обедненного урана способны эффективно поражать Т-62 с дистанции до 1200 м.

Недостаток отсутствия сложных систем поиска и наведения на цель предполагалось компенсировать тактическими приемами, такими как, например, работа в связке с вертолетами АН-64 Apache, оснащенными системой оптического поиска и слежения TADS и РЛС миллиметрового диапазона AN/APG-78 Longbow.

К 1984 году было выпущено 715 машин ценой 4,1 млн долларов в ценах 1977 года, или 16,25 млн долларов в ценах 2016 года.

Войны СССР с НАТО не случилось, но самолет показал свою эффективность и соответствие требованиям во время войны в Заливе против использующих советское вооружение и тактику иракских сил.

Впоследствии «Бородавочник» отлично показал себя в Афганистане как самолет непосредственной поддержки пехоты.

Однако, самолет, который был «гадким утенком» Пентагона в 80-х, в 21 веке стал мишенью боссов Пентагона, которые считали, что отправка в утиль 280 оставшихся в строю к 2014 году машин, сэкономит 4,2 миллиарда долларов на расходах и модернизации в течение пяти лет. Деньги же можно потратить на новые и весьма дорогие F-35.

Старый «Кабан» борозды не испортит, но вспашет ли?

Как отмечает TIME, посол в НАТО Курт Волкер и генерал ВВС в отставке Филипп Бридлав, бывший Верховный главнокомандующий НАТО в Европе, теперь работающий в Ближневосточном институте, выступают за предоставление Украине «Бородавочников».

Именно Бридлава издание называет человеком, с которым связался Горган и обсуждал создание центра и передачу самолетов. При этом, сам Бридлав отмечает, что воздушное пространство над Украиной было недостаточно безопасным для A-10, и на Украине не было достаточно большой группы пилотов, готовых летать на этом самолете.

«A-10 — это невероятная машина для уничтожения танков. Но он лучше всего работает в средах, где вражеские самолеты и зенитные батареи были нейтрализованы. Если бы вы летали в ВВС, которые имеют действительно хорошие возможности для подавления противовоздушной обороны противника, РЭБ и делали все это, чтобы нанести большой ущерб в зоне цели, вы могли бы использовать A-10», — заявил Бридлав TIME.

A-10 сильно уязвим для ракет класса «земля-воздух», поэтому он хорош только в очень специфических обстоятельствах. Например в Афганистене, где максимум угрозы, которую он может встретить это «Стингер» или его советский аналог «Игла».

Вокруг судьбы самолета велись нешуточные политические баталии.

Сенаторы-республиканцы, такие как покойный Джон Маккейн, Саксби Чемблисс и Келли Айотт из Нью-Гэмпшира (чей муж раньше был пилотом A-10), обвиняли Пентагон в ошибочности представления, что эпоха длительных сухопутных войн подходит к концу. Конгрессмен-демократ из Аризоны Рон Барбер вел борьбу за то, чтобы сохранить большую базу «Бородавочников» в своем округе. С ним была согласна и его оппонент-республиканка Марта МакСалли (бывшая пилотесса A-10). Комитеты Палаты представителей и Сената призвали спасти «Кабана», по крайней мере, на год.

Конгрессвумен Марта МакСалли

Конгрессвумен Марта МакСалли

© shsthepapercut.com

В свою очередь, военные указывали на недостатки машины в потенциальном конфликте с оснащенным противником.

«Приятно видеть, как A-10 появляется и стреляет по плохим парням, но это может произойти только в условиях с низкой и нулевой угрозой», — пояснял изданию «Экономист» накануне дебатов о судьбе самолета в Конгрессе в 2014 генерал-лейтенант Бертон Филд, заместитель начальника штаба ВВС по операциям.

Тогда же он указывал, что непосредственная поддержка с воздуха является жизненно важной миссией, но современные командиры стремятся свести к минимуму ее использование, предпочитая взаимодействовать с врагами на расстоянии.

Стремление законодателей и шишек в Пентагоне избавиться от А-10 вызывало острую критику в армейских низах.

«Многие солдаты считают, что военно-воздушные силы презирают миссию непосредственной поддержки тех, кто находится в пыли и грязи боя. Критика культуры ВВС заключается в том, что этим родом войск управляют летчики-истребители, которые хотят иметь самые сексуальные игрушки и поэтому пытаются продвигать истребители», — отмечала Джанин Дэвидсон, бывший пилот ВВС и планировщик политики Пентагона, перешедшая на работу в Аналитический центр Совета по международным отношениям.

По ее мнению, такое восприятие в основном несправедливо, но ВВС плохо разъясняют свою позицию.

В начале 2017 года ВВС обещало сохранить весь флот из 280 самолетов в девяти эскадрильях по крайней мере в течение следующих пяти лет. Позднее заместитель начальника штаба по стратегическим планам и требованиям генерал-лейтенант ВВС Джерри Харрис и генерал-лейтенант ВВС Арнольд Банч сообщили Комитету по вооруженным силам Палаты представителей, что они планируют сохранить по крайней мере шесть эскадрилий A-10 до 2030 года.

Тогда же законодатели специально включили в законопроект о военных расходах на 2017 финансовый год формулировку, которая не позволит военно-воздушным силам снизить число находящихся в строю машин ниже 171.

Не будет преувеличением, что ВВС старательно убивало мешающий ей самолет, стремясь избавиться от него. Одной из главных проблем парка стареющих штурмовиков стала нехватка запчастей, которая привела к каннибализму и усталость металла крыльев. Уже в 2008 из 144 проверенных самолетов 138 имели трещины, указывалось в обзоре боевого командования ВВС.

Тем не менее, Warthog продолжали летать и были критически важным компонентом американских военных операций против террористов и повстанцев в Афганистане, Ираке и Сирии, где они по официальной статистике делили основную тяжесть боевых действий с терористическим ИГИЛ с F-15E Strike Eagle.

В период с 8 августа 2014 года по 16 мая 2017 года Warthog сбросили и выпустили более 13 850 бомб и ракет по террористическим объектам. Это более половины от общего количества боеприпасов, использованных всеми другими самолетами.

 F-15E Strike Eagle

F-15E Strike Eagle

© dvidshub. net

С 2014 года конгресс США пять раз блокировал попытки ВВС избавиться от самолетов. Последний раз план продать 42 машины был отвергнут законодателями в этом году.

Незаменимость А-10 привела к запуску в 2017 программы по переоснащению самолета новыми крыльями. Boeing поставил 173 крыла в сборе в рамках первоначального проекта и еще 50 в 2019 в партнерстве с Korean Aerospace Industries. Это позволит сохранить боеспособность «Бородавочника» до 2040 года.

Однако, это, по мнению многих специалистов, не сделает его подходящей машиной для Украины.

«Сокол» против «Кабана»

Начальник штаба ВВС генерал Чарльз К. Браун заявил в Комитете по вооруженным силам Палаты представителей в апреле, что его ведомство планирует купить комплекты крыльев для 218 самолетов, даже несмотря на то, что в своем плане расходов на 2023 финансовый год стремится вывести из эксплуатации 21 машину. ВВС также изложило планы по продаже оставшихся A-10 в течение следующих 5−10 лет.

«A-10 — отличная платформа для [раздельной] среды, но я не вижу ее для военных конфликтов с участием США в будущем», — сказал Браун во время слушаний 27 апреля.

В июле этого года секретарь ВВС США Фрэнк Кендалл заявил, что A-10 рассматриваются в списке оружия для Украины и что «старые системы США» рассматриваются как удовлетворяющие будущие потребности страны в воздушном бою. 21 июля в беседе с Дэвидом Игнатиусом из Washington Post на Форуме безопасности в Аспене Фрэнк Кендалл сказал, что A-10 не предоставляют возможности, необходимые против нынешних противников Америки и, отвечая на вопрос о возможности их отправки на Украину,сказал, что это «в значительной степени зависит от Украины».

«Старые американские системы это возможность. Мы будем открыты для обсуждения с ними [украинцами] о том, каковы их требования и как мы можем их удовлетворить, но есть ряд возможностей», — сказал он.

Кендалл также сослался на комментарии начальника штаба ВВС генерал-лейтенанта от 20 июля. Чарльз К. Брауна, который днем ранее в Аспене предложил ряд различных вариантов истребителей для Украины.

«Есть американские [истребители]. Есть „Грипен“ из Швеции. Есть Eurofighter. Есть Rafale. Таким образом, есть несколько различных платформ, которые могли бы отправиться на Украину», —  сказал он.
 Истребитель F-16

Истребитель F-16

© dvidshub. net

Сами же украинские военные настаивали на том, что предпочтительным для них является машина более универсальная машина — истребитель F-16. В интервью журналу Air Force Magazine, опубликованном в июле, Юрий Сак, советник министра обороны Украины Алексея Резникова, объяснил, что, хотя A-10, безусловно, является мощным самолетом воздушной поддержки, это не то, что сейчас нужно украинцам. Вместо этого Сак предложил Соединенным Штатам отправить «быстрые и универсальные» системы — F-16 или другой многоцелевой истребитель.

Что же дали Украине?

Трудно сказать, чем является сообщение о подготовке украинских пилотов к использованию А-10. Это может быть как операция по дезинформации и пропаганде, так и сообщение о реальных планах или о частной инициативе.

Правда же пока состоит в том, что на Украине нет западных самолетов. Зато уже известно о работе по снабжению запчастями и адаптации украинских МиГ к западным ракетам.

Украинский МиГ с противорадарной ракетой HARM

Украинский МиГ с противорадарной ракетой HARM

© ВВС Украины

В том числе, высокоэффективной противорадиолокационной ракеты AGM-88 (HARM). 

«С точки зрения авиации, мы сосредоточились на том, как мы можем расширить существующий парк самолетов. Вот где ракеты HARM вступают в игру, давая им дополнительное преимущество. Мы также получили со всего мира 1000 запасных частей для их MiG. Но в будущем мы также рассматриваем другие возможности, которые мы могли бы им предоставить, и сейчас мы работаем над тем, как будет выглядеть будущее украинских вооруженных сил. И учитывая все возможности», — заявил заместитель министра обороны США по политике Колин Кал.

Первые фотографии применения ракеты были опубликованы 7 августа.