Как выяснили в New York Times, «шпионский ботнет» насчитывает порядка ста тысяч ПК, на которые было тайком установлено программное обеспечение, позволяющее не только следить за пользователями, но и устраивать массированные кибератаки.
Журналисты также выяснили, что американская разведка может получать доступ к инфицированным машинам и удалять хранящиеся на ней данные даже тогда, когда компьютер не подключен к Интернету. Для этого спецслужбы используют особую технологию, позволяющую передавать информацию на уровне радиочастот.
Отмечается, что частотная технология доступа уже много лет позволяла АНБ осуществлять слежку за наиболее охраняемыми от взлома компьютерами. В большинстве случаев, оборудование, позволяющее считать информацию, должно быть подключено к компьютеру, однако для этого шпиону не обязательно проникать в защищенные резиденции и тайком вставлять в USB-гнездо флешку (как это можно наблюдать на телеэкранах в голливудских фильмах). Соответствующая технология используется уже на этапе изготовления компьютерных девайсов производителями ПК.
Представители АНБ называют данные меры скорее «активной защитой» от компьютерных атак из-за рубежа, нежели наступательным средством; также отмечается, что данные технологии не используются на территории США. При этом представители агентства отрицают любые сравнения с проводимыми аналогичным образом хакерскими атаками и обвинения в промышленном шпионаже за зарубежными компаниями.
На фоне очередного разоблачения СМИ шпионской деятельности американских спецслужб стало известно, что экс-сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден, благодаря которому данные факты стали известны миру, принял предложение войти в состав совета директоров «Фонда свободы прессы». Выполнять свои обязанности он будет дистанционно, не покидая пределов Москвы.
«Я с гордостью и огромным уважением привествую решение Эдварда Сноудена войти в состав совета директоров,— цитирует слова основателя фонда Дэниела Элсберга «Коммерсантъ».— Для меня он является примером настоящего американского борца за правду и истинным героем».
Что же касается заявлений официальных лиц США, называющих Сноудена предателем, в организации к ним относятся более чем скептически.
«Сноуден не больший предатель, чем я,— отмечает Элсберг.— Для меня он является героем, который выступил в защиту конституционных прав, и я горд тем, что он согласился принять наше предложение».