Мировые мегаполисы продолжают тестировать разные способы борьбы с чрезмерным трафиком. Транспортное агентство Нью-Йорка утвердило давно анонсированную плату за въезд в центр города. Впрочем, против неё выступает недавно избранный президент США Дональд Трамп, который пообещал отменить этот сбор в первую неделю после возвращения в Белый дом. Так что эта мера рискует оказаться весьма недолговечной.
В рамках программы с 5 января 2025 года с частных легковых автомобилей, зарегистрированных в системе E-ZPass, будет взиматься 9 долларов в пиковые часы будних дней (с 05:00 до 21:00), а с грузовиков — 14,40 доллара. Проезд без электронного паспорта будет стоить дороже — 13,50 доллара. В ночные часы тарифы будут значительно ниже.
Пассажирам такси и пользователям сервисов вроде Uber тоже придётся платить: 0,75 и 1,50 доллара за поездку соответственно.
Инициатива возникла ещё в апреле, но губернатор Кэти Хочул внезапно приостановила её реализацию за несколько недель до намеченного на 30 июня старта. Однако победа Трампа на выборах подтолкнула власти города к решительным действиям в расчёте на то, что отменить уже введённый сбор будет всё же сложнее, чем не допустить.
Представитель США в Нью-Йоркском округе Джерри Надлер присутствовал на заседании правления, чтобы выразить поддержку. Он заявил, что Трамп должен понять преимущества программы.
«Это обеспечит финансирование общественного транспорта, от которого зависит регион», — пояснил он перед началом встречи.
Плата «за пробки» спасёт жизни, освободив дороги и сократив время в пути для пожарных и машин скорой помощи, а также снизив уровень загрязнений в воздухе, уточнил чиновник.
Предполагается, что система значительно сократит заторы на Манхэттене и принесёт миллиарды долларов на улучшение работы общественного транспорта по всему городу. Власти надеются, что жители станут пользоваться им гораздо чаще. Эти деньги помогут обновить метро и оплатить новые электробусы.
Вид на Манхэттен. © ru.wikipedia.org
Противники программы говорят, что она нанесёт ущерб предприятиям в зоне платного проезда и создаст нагрузку на пассажиров с низким доходом и семьи, которым приходится добираться до этого района на машине.
Программа является первой в своём роде в США. Изначально планировалось взимать плату в 15 долларов, но теперь предполагается, что она будет постепенно увеличиваться до этого порога к 2031 году.
Схему ещё должно одобрить Федеральное управление автомобильных дорог. Но даже если с этим проблем не возникнет, взимание платы за перегрузку может привести к нескольким судебным искам. Губернатор Нью-Джерси Фил Мерфи уже подал заявление в суд и добивается более длительного процесса рассмотрения экологических вопросов.
Однако опыт городов по всему миру показывает, что взимание платы с автомобилистов за въезд в центры мегаполисов в периоды высокой загруженности — экономически эффективная мера. Так утверждает в статье для The Conversation почётный профессор государственной политики из Мэрилендского университета Джон Ренни Шорт.
По его словам, тарификация пробок успешно зарекомендовала себя в таких городах, как Лондон, Сингапур и Стокгольм, где она облегчила движение транспорта, ускорила время в пути, снизила загрязнение окружающей среды и обеспечила финансирование общественного транспорта и инвестиции в инфраструктуру.