Продолжаю вас знакомить с нью-йоркским сабвеем. Совершенно не ставлю перед собой задачи уместить все подробности в рамках одного-двух постов (начало было тут). Тем более, что это довольно трудно качественно сделать в отношении крупнейшей в мире системы метрополитена. Поэтому неторопливо, с удовольствием, и, по большому счету, бессистемно, продолжу свой рассказ о жизни нью-йоркской подземки.
На начало 20-го века в Нью-Йорке бок о бок работало две независимые и конкурирующие частные компании - BMT (Brooklyn-Manhattan Transit Corporation) и IRT (Interborough Rapid Transit Company). Каждая из них использовала свои пути, станции, депо и подвижной состав. В 1932 году город открыл собственную компанию IND (Independent Subway System), которая так же работала самостоятельно, развивая новые направления. В 1939 году схема метро выглядела как клубок разноцветных ниток. Причем у каждого цвета был свой собственник. В 1940 году город купил обе частные компании, после чего сабвей стал единой системой и перешел под единое руководство. Целостной система стала на бумаге, но не в реальной жизни. Несведущему человеку о тех временах сейчас напоминают лишь надписи и таблички, которые можно встретить в переходах и на станциях сабвея. Но если капнуть глубже, то становится понятно, что нью-йоркская система метрополитена до сих пор пожинает плоды былого независимого развития.
Так исторически сложилось, что компания в свое время IRT развивала сеть и строила подвижной состав по своим технологиям и стандартам, а компании BMT и IND по своим. После объединения системы BMT и IND удалось унифицировать, а IRT так и осталась сама по себе. В итоге в современном Нью-Йорке используется два парка вагонов.
Поезда в нью-йоркском сабвее классифицируются не линиями, а маршрутами, а так же делятся на локалы - поезда идущие со всеми остановками, и экспрессы - поезда останавливающиеся только на определенных станциях. Маршруты имеют буквенное или цифровое обозначение. Цифровые принадлежат Дивизиону А, составы которого работают на бывших путях компания IRT. Буквенные Дивизиону B, который использует бывшие пути компаний BMT и IND. Исключением является линия S, которая есть в обеих дивизионах, причем в Дивизионе B целых две линии с таким обозначением. Вагоны одного дивизиона нельзя использовать на путях другого, т.к. они отличаются по габаритам и весу. Так же отличаются стандарты туннелей, радиусы поворота, конструкции станций и устройства отвечающих за контроль и безопасность движения. Ширина колеи везде одинакова.
Большая протяженность линии (общая протяженность линий 337 км, всех путей системы 1 355 км.), большое количество станций (468), огромный парк вагонов (6 293) и тяжолое историческое наследие привели к тому, что сегодня в нью-йоркском сабвее используется 13! различных типов вагонов. Помимо дивизионных габаритов они отличаются конструкцией и внутренним устройством. Самые старые из используемых - R42 - выпускались в 1964-65 годах компанией Budd Company и работают на маршрутах С и H. Самые новые - R188 - производства Kawasaki Heavy Industries только поступают в парк и должны в скором времени заменить составы на 7-м маршруте.
G единственный полноценный маршрут не проходящий через Манхеттен. Джи-трейн (так называют местные жители буквенные поезда) идет со всеми остановками и связывает Бруклин с Куинсом. За частые перебои в работе этой линии нью-йоркцы прозвали его призрачным поездом - Ghost train.
Надземная станция Fourth Avenue в Бруклине. Открыта 7 октября 1933 года. Является частью небольшого, но очень интересного открытого участка IND, рассказ о котором я отложу на будующее. У станции две платформы и четыре пути. Два центральных используются только в служебных целях.
Туннель уходящий под Девятую стрит в Бруклине.
Крупнее.
Конструкция навеса над платформой.
Старая деревянная табличка "ИДИТЕ. Не бегите. Держитесь за поручень" на станции 30rd street системы PATH. Станция когда-то была частью системы компании IND. Определить года изготовления таблички мне не удалось.
Станция 34 street. На фото видно, что у станций бывает довольно сложный рельеф.
Пленка наклеенная на стекло двери кабины машиниста делает изображение немного похожим на трехмерное. Зато можно смотреть вперед во время движения поезда.
Вид из дверей поезда на станции Bay Pkwy.
Интерком помощи клиентам компании. Пользователь нью-йоркской подземки рассматривается как клиент компании, а отсюда несколько другой подход в отношении к пассажирам. Для большинства это проявляется в постоянном информировании их о происходящих изменениях в работе, и в обязательных извинениях по громкой связи, которые следуют буквально через несколько секунд после того, как поезд остановился в туннеле. Сначала это будет просто записанный стандартный текст, но если поезд простоит чуть дольше, то уже лично машинист начнет объяснять причину остановки и время возможной задержки.
Закрытый выход на станции Queens Plaza.
Стандартный торговый павильон, коих сотни на станциях подземки. Продают газеты, журналы, напитки, жвачку, закуски и т.п. Продавец, как правило, индус.
Стена станции Queens Plaza. Вид с платформы.
Я так и не понял к чему был этот указатель, и уже забыл, где я его сфотографировал. Но выглядит очень по-компьютерному. Не хватает только слова game.
Типичная небольшая манхеттенская станция 50 street.
Элемент оформления вестибюля одной из станций на Манхеттене.
Поезд линии Q спускается под землю в районе моста Куинсборо.
Крупнейшая станция нью-йоркской подземки Coney Island–Stillwell Avenue. Является конечной станцией для 4-х различных маршрутов. Крыша дебаркадера покрыта солнечными батареями.
Интересно, что станция надземная. Т.е. находится выше уровня земли. Здесь видно среднюю высотность в городе. До горизонта почти ровная малоэтажная застройка, которая приходит к небоскребам Манхеттена.
Панно под названием "My Coney Island Baby" на станции Coney Island–Stillwell Avenue.
Конь с красными глазами не самое странное, что там можно увидеть. Изображения как бы переносят зрителя в прошлое, когда Кони-Айленд был знаменит на всю страну своими парками развлечений.
Интерьер вагона типа R160B производства Kawasaki Heavy Industries (2005-2010).
Информационное табло внутри вагона на котором отображается станция на которую прибывает поезд, следующая и конечная станции. Так же там можно посмотреть текущее время.
Вагон R68 производства Westinghouse Electric Corporation (1986-1988)
Coney Island Complex - крупнейшее в мире метродепо. Занимает площадь 300 000 м2. Здесь производят техническое обслуживание и капитальный ремонт вагонов Дивизиона В. Вид с высоты птичьего полета.
С земли это место выглядит так. Смотреть особо не на что и охрана возбуждается.
Разве что логотип участка капитального ремонта можно снять
Наземный вестибюль станции Bowling Green в нижнем Манхеттене. Год постройки 1905. Архитектурная компания Heins & LaFarge принимала активное участие в проектировании первых подземных станций нью-йоркского сабвея. Красивейшая станция Сити-Холл, сейчас, к сожалению, закрытая, их самый известный проект.
Вход на станцию Chambers Street. Вход находится в здании Манхеттен Мьюнисипэл Билдинг.
Реклама сериала "Теория большого взрыва" в вагоне поезда маршрута А. Кто-то покупает все рекламные площади в одном вагоне. Кто-то берет только одну сторону. Все остальные размещаются привычным способом - везде, но по чуть-чуть. Рекламные места фиксированные. Это либо бокс над сиденьями, либо световой короб идущий над окнами. Все остальные фантазии можно реализовывать на поезде S, который ходит между 42-й и Гранд-Централом (о нем было в прошлый раз).
В боксах над сиденьями так же располагают схему метро и информационные плакаты.
Реклама саентологов. На полный билборд саентологов не хватило, поэтому на второй половине художественный плакат компании MTA.
Реклама пива Хайникен на турникете. Какое-то очередной рекламное начинание. Вообще, с рекламой стараются не перебарщивать.
Загадочное ограждение на выходе со станции Canal street.
Сеточка под болтами, чтобы те не падали на головы прохожих если раскрутятся от вибрации.
Уборщик поднимается по эскалатору с тележкой для мусора.
Переход над путями на станции 181 Street на Манхеттене. Станции в этой части Манхеттена проложены в скальной породе и имеют большой свод.
Объявление предупреждающее о том, что надо быть внимательней, так как айфончик в сабвее могут и отжать. А вот видео с канала NYPD, на котором красочно показано, как это происходит.
Объявление о проведении публичных слушаний об изменениях в тарифах на транспортное обслуживание (крупнее). На них как бы компания МТА спрашивает у граждан, согласны ли они с повышением и на что именно? На самом деле уже до слушаний было понятно, что тарифы поднимут. И их подняли.
Автомат по продаже карточек лишний раз напоминает, что со ста долларами одной купюрой в кармане вы не человек.
Сотрудник подразделения K-9 транспортного бюро NYPD.
Станция Grand Central - 42 street.
14-летний мальчик Jason Cordero играет классическую музыку в переходе станции Union square (видео). Отец в это время стоит рядом и продает его диски. Jason играет в метро уже не первый год. При этом учится в школе и является отличником. В Нью-Йоркской подземке есть специальная программа нацеленная на работу с талантливыми музыкантами. Согласно сайту МТА "350 артистов и исполнителей проводят около 7 500 музыкальных концертов в течении года в 30 различных местах нью-йоркского сабвея." Все они проходят специальное прослушивание, которое проводится каждую весну на балконе вокзала Гранд-Централ. Получив одобрение специальной комиссии они могут выступать в отведенных местах не мешая проходящим пассажирам и не создавая излишнего шума. Еще есть достаточно приличное количество нелегальных музыкантов (или легальных, но нарушающих правила), которые работают прямо в вагонах, исполняя песни и танцы в перегонах между станциями.
Переход на путями на станции 96 Street.