В минувшие выходные в Германии, под Лейпцигом, массовым праздником и «побоищем» отмечалось 200-летие Битвы народов - сражения, в котором в 1813 году с обеих сторон (Наполеон против Коалиции) участвовало по полмиллиона человек. Число жертв достигло 80 тысяч, а каждый пятый из погибших был русским.
Корреспондент "Ридуса" побеседовал с Ильей Кудряшовым, историком, пишущим для портала Runivers.ru, одним из известных российских реконструкторов, а под Лейпцигом - офицером гренадёрской роты армии Наполеона. 8-я полубригада Ильи представлена на фото сверху, а сам он на снимке ниже, справа.
Илья, расскажите о своём стаже в движении исторической реконструкции и о месте вашего клуба в этом течении в мире и России
- На Бородино участвую с 1991 года, во французской пехоте. В 2002 году мы создали клуб, специализирующийся на периоде французской революции, а в 2006 присоединились к бельгийскому клубу "8-я линейная полубригада", который существует с конца 80-х. В том же году бельгийский клуб стал международным. Сейчас в него входят представители восьми стран. Самое крупное депо - бельгийское (40 человек), второе по размеру - русское (25), есть также французы, испанцы, чехи, литовцы, латыши, голландцы, люксембуржцы.
Всего на поле присутствовало около 4 тысяч человек. А сколько вы "привезли" людей из России? И какую долю в целом в реконструкции Битвы заняли российские клубы?
- С нами из Восточной Европы приехало 16 человек из России, Литвы и Латвии. Но мы выходили не отдельно, а в составе нашего общего клуба. Русские клубы приняли участие наравне с остальными, нельзя сказать, чтобы они как-то особо выделялись ни в лучшую, ни в худшую сторону. Они были и во французских и в русских мундирах. Сводный батальон русской пехоты на поле состоял не только из россиян, но и из чехов в мундирах русской армии 200-летней давности.
Кстати, участвовали ли ваши "Восьмёрки" в этой самой Битве народов 200 лет назад? Известно ли, насколько поредела полубригада в результате неё?
- 8-я полубригада в 1803 году была переименована в 8-й линейный полк и большая ее часть сражалась в Испании. Один батальон был в Германии, сражался при Лютцене и Дрездене. При Лейпциге не участвовала. Наверное, поэтому Наполеон и проиграл (с улыбкой).
Тогда, 200 лет назад, Наполеону пришлось отступить с большими потерями. И вам, как участникам его армии, волей-неволей следовало сыграть этот сценарий. Обошлось ли без настоящих, не иллюзорных, происшествий, травм?
- Конечно, мы внимательно следим за техникой безопасности во время "сражений". Но наш полк в полном составе "погиб", прикрывая отход армии Наполеона.
Как преобразился сам город Лейпциг? Что в эти дни в нём происходило любопытного, кроме непосредственно "театра военных действий"?
- К сожалению, не довелось увидеть сам город. Мы приехали прямо в лагерь, поставили палатки, подъем, построение, занятия, ужин, пиво, пиво, пиво, отбой, подъем и так далее. Как закончилось, переоделись и поехали домой.
В прошлом году у нас отгремела 200-летняя годовщина Бородино. Как бы вы сравнили масштаб событий, количество участников, зрителей, удобство мероприятия для тех и других? Как бы вы сравнили степень интереса к столь давним историческим событиям у наших соотечественников и европейцев?
- Степень интереса одинаковая, это можно судить по тому, с каким трудом люди в прошлом году выбирались с Бородино. По этим же пробкам можно судить об организации. Но с точки зрения реконструкции на Бородино всё было сделано лучше. Во всяком случае это касается той команды энтузиастов, которая работала над сценарием, кавалерийскими и пехотными биваками, подготовкой лагерей, сбором заявок и информированием участников. Причем все это оказалось бесплатно, потому что формальный организатор несмотря на обещания так и не заплатил в полной мере тем, кто сделал всю работу по подготовке праздника. Масштаб же событий несоизмерим. Лейпциг в центре Европы, туда на машине можно приехать отовсюду, а Бородино - самое удаленное поле сражение Наполеона в Европе. Плюс границы, визы, неадекватный закон об оружии. Наши европейские друзья, например, в прошлом году после Бородино не смогли улететь со своими ружьями, потому что чиновник минкульта с какой-то бумажкой опоздал к вылету самолета, и ружья полетели на следующий день другим рейсом.
Но, повторюсь, для реконструкторов само мероприятие в Бородино было организовано на порядок лучше. Чего стоит одна история с лошадьми, которые на Бородино получили все желающие, кто умел ездить и сдал экзамен, благодаря работе Михаила Шмаевича, а на Лейпциге многие остались без коней, в том числе сам Наполеон, и тот же Михаил Шмаевич из-за неожиданно возникших ветеринарных сверхтребований, которые скорее напоминали роспотребнадзор Онищенко. Не пустили лошадей и из Польши, Франции, Бельгии, зато можно было тут же снять лошадь от местного коневладельца за двойную цену.
О Бородино не только много писали, говорили, шумело ТВ, но и власть в некоторой степени использовала событие, дату в качестве патриотической, "воспитательной" темы. Одновременно некоторые обвиняли чиновников в том, что они "пиарятся" на теме героических подвигов прошлого. Наблюдается ли что-то подобное в Европе? Ведь 200-летняя годовщина Битвы народов затрагивает большую часть европейских держав. Как политики, чиновники участвуют в событии, отзываются о дате?
- Не знаю, я не видел, чтобы Бородино использовали, особо никто на этом не пиарился. Я имею в виду сам праздник на поле, а не тему 1812 года в целом. В Европе я такого также не видел, если не считать участия чиновников низшего уровня - муниципалитетов и прочих, которые к проведению конкретной реконструкции имеют прямое отношение. Ну они и заслужили, по большому счету.
Возможно, это совсем наивный вопрос, но всё-таки. По-вашему, в сердцах отдельных реконструкторов и жителей Германии, Франции остаются ли некоторые следы геополитических обид, споров, какие-то стереотипные ощущения? Или все без исключения относятся к данному кровавому, но уже далёкому событию уже просто как к поводу спокойно отдать дань памяти и даже порадоваться, насладившись сегодняшней реконструкцией события, встрече с единомышленниками?
- Конечно, остаются, но как раз участие в реконструкции сглаживает это максимально. Тем более в одном клубе (смеётся). Наши бельгийцы вспоминали, как они учились водить танки и стрелять из орудий, готовились к вторжению страшных русских коммунистических орд, то есть нас. Вспоминают про это с улыбкой, а потом уже серьезно говорят большое спасибо за то, что русские большие молодцы, что победили Гитлера и благодаря русским их страна была освобождена от нацистов. Один из ребят хорошо поет "Катюшу", например (улыбается). Конечно, традиционное место имеет лёгкий межнациональный юмор: французы подшучивают над бельгийцами, а те над голландцами.
В некоторой степени продолжу предыдущий вопрос. Некоторые в России заявляют, что участие России в Битве было ключевым, но и считают, что именно "русские спасли Европу от "узурпатора" и революций"? Справедливы ли эти высказывания?
- Ключевым было политическое участие России. В 1813-14 годах именно царь Александр был тем паровозом, который тащил за собой всю коалицию, но именно в политическом смысле, не в военном. В военном вклад Пруссии, Австрии и России был равноценным, а финансовый вклад Британии переоценить невозможно. Деньги - кровь войны, и именно английские деньги лились по сосудам этого колосса, составленного из разных стран.
Европу от "революций" спас сам Наполеон. Революция закончилась за десять с лишним лет до Битвы народов. Но в свержении "узурпатора" Россия приняла самое деятельное участие. Кстати, надо сказать, что, кроме Англии, все европейские дворы, включая русский, признавали за этим "узурпатором" законные права на престол и до самого последнего момента даже полный зависти к Наполеону русский царь Александр не думал о смещении его с престола. На этом настояли в большей степени сами французы, уставшие от его войн и внутренней политики "исполнительной вертикали".
А всё-таки, состоялась бы победа над Наполеоном, если представить, что русские не приняли бы участия в Битве?
- Нет. Без решимости русского царя не получилось бы европейской коалиции 1813 года. Это не вопрос количества штыков, это вопрос политики.
На этом мы закончили беседу. А фотографии с поля битвы специально для "Ридуса" любезно предоставил немецкий фотограф Andreas Springer