Столичный мэр Сергей Собянин запретил непривитым или не имеющим справок о тестах и перенесенном COVID москвичам посещать кафе и рестораны. Губернатор Воробьев обещает запретить непривитым жителям Подмосковья поездки на общественном транспорте, власти Краснодарского края стреляют себе — а вернее, отельерам — даже не в ногу, а в голову в разгар турсезона, запретив заселять в отели и пансионаты региона туристов без отрицательного ПЦР-теста или сертификата о вакцинации.
На этом фоне продолжается Чемпионат Европы по футболу в Санкт-Петербурге, куда съехались зрители со всей России. Сколько из них вернутся в тот же Краснодар или Москву, неся с собой инфекцию, как вырастет число заболевших после «праздника спорта»? Много. Такой вывод можно сделать, ознакомившись с результатами недавнего исследования, проведенного учеными из Бизнес-школы Университета Мадрида Хуаном Педро Гомесом и Максимом Мироновым.
За зрелища приходится платить здоровьем и экономикой
Исследователи обобщили данные обо всех внутренних и международных футбольных матчах, проведенных в 194 регионах Бельгии, Франции, Италии, Германии, Нидерландов, Польши, Испании, Швеции, Швейцарии и Великобритании в период с 1 января по март 2020 года.
Как говорится в опубликованной статье, результаты исследования подтверждают неофициальные данные о том, что футбольные матчи способствовали распространению пандемии COVID-19 в Европе.
Один матч — одна «вспышка»
Футбольное поле.
Исследователи выявили, что ежедневное число случаев заболевания COVID-19 растет значительно быстрее в регионах, где двумя неделями ранее был проведен по крайней мере один футбольный матч.
Такой лаг соответствует инкубационному периоду коронавируса. Эти результаты ухудшаются по мере того, как мы включаем [в исследование] стадионы меньшей вместимости, — утверждают Миронов и Гомес.В основной анализ были включены игры, которые проходили на площадках с минимальной вместимостью 25 000 человек, — 1051 матч. Были собраны подтвержденные случаи COVID-19 в этих регионах до конца марта, а также три экономические и демографические переменные: валовой региональный продукт, население и плотность населения. Выявилось, что среднем показатели заболеваемости в «футбольных» городах были на 5,5 процентных пунктов выше по сравнению с регионами, в которых не было игр в тот же период. Кроме того, ежедневный прирост числа случаев заболевания коронавирусом в среднем был примерно на шесть базисных пунктов выше на каждый процент увеличения посещаемости и вместимости стадионов в местах проведения игр.
Иногородних просят не беспокоиться?
Футбольный мяч.
Один из самых интересных выводов исследования может успокоить зрителей, которые приехали на чемпионат из других городов.
Игры, проводимые одной командой из анализируемого региона в другом регионе, не оказывают существенного влияния на количество случаев в регионе, независимо от посещаемости игр или вместимости стадиона. Таким образом, нет никаких доказательств того, что футбольные фанаты, переезжающие в другие регионы, или люди, собирающиеся в барах в местном регионе, чтобы посмотреть игру, в значительной степени способствовали распространению вируса, — утверждают учёные.По мнению авторов статьи, обобщенные и проанализированные ими данные говорят о том, что физическое взаимодействие между зрителями на больших площадках, а также их прибытие и отъезд со стадионов увеличивают вероятность заражения вирусом. В конечном итоге спортивные события становятся «суперраспространителем» пандемии.
Футболисты играют, люди болеют, бизнес страдает
Трибуны.
Одним из важных выводов статьи является доказанное, по мнению авторов, утверждение о причинно-следственных связях между футбольными матчами, распространением вируса и доходностью акций фирм со штаб-квартирами в регионах, где проходили матчи.
Ученые считают, что, основываясь на их исследовании, можно спрогнозировать развитие пандемии COVID-19 в европейских регионах и экономические последствия спровоцированных футбольными матчами вспышек COVID-19.
Накопленное падение показателей акций в марте и апреле 2020 года значительно выше для фирм в регионах с более высокой заболеваемостью COVID-19, но только тогда, когда генеральный директор компании старше 60 лет. Имеющиеся данные показывают, что пожилые люди чаще страдают от тяжелого заболевания или даже умирают в случае заражения. Таким образом, рынок не учитывает вероятность смерти генерального директора компании от COVID-19. Эти инструменты также можно использовать для анализа причинного воздействия вируса на падение регионального валового продукта, или занятости, или корпоративных переменных, таких как выручка, остатки денежных средств, дивиденды, инвестиции, запасы и кредиторская задолженность, по мере поступления дополнительных данных.