Политика

О тезисе: «И чего же добилась Россия, получив на своих границах врага?»

18 156

Поток воинственной риторики захлестнул украинскую аудиторию, которой по всем каналам внушается мысль, что Россия ведет с Украиной войну.

«Россия объявила войну, началась оккупация Крыма. Русские выбрали удачное время: в первые дни министр обороны доложил мне, что мы можем противопоставить российской агрессии аж 5 тысяч человек. По всей Украине», — подчеркнул Турчинов, пишет УНИАН.

Украинскую аудиторию тщательно избавляют от размышлений о том, что на момент вмешательства России в происходящее в Крыму, перед его Верховным советом сошлись толпы из десятков тысяч людей, в само здание с криками «Аллах Акбар» врывались агрессивно настроенные татары, и это противостояние закончилось относительно бескровно (в давке все же погибли двое человек) лишь благодаря крайне своевременному появлению «вежливых людей».

Крым прошёл буквально по краю провоцируемой националистами межнациональной резни и теперь один лишь Бог знает, сколько тысяч, десятков или даже сотен тысяч жизней удалось спасти благодаря решительным действиям России.

Никто из украинцев, удивлявшихся враждебной политики России, не задаётся встречным вопросом: «Чего добилась Украина, получив на своих границах враждебную Россию и почему Россия не встретила февральские события с распростертыми объятьями?».

Выгоды от грядущего подписания ассоциации с ЕС для Украины достаточно туманны, но уже произошедшие экономические и политические изменения для всех украинцев очевидны — в полтора раза выросли платежи за энергоресурсы, во столько же раз вырос курс доллара, страна потеряла Крым и приобрела гражданскую войну на Юго-Востоке. Погибли уже сотни людей.

Пока что от трагических событий выиграли только украинские олигархи, которые спровоцировали передел денежных потоков, влияния и власти. Так как при этом они использовали националистов и радикалов, это не могло пройти бескровно и безболезненно для государства и общества.

И еще выиграл Запад, мечты которого стравить народы бывшей российской/советской империи, чтобы предотвратить любую возможность ее возрождения, получили наконец серьезные шансы на реальное воплощение.

Вину за произошедшее украинская пропаганда, сыгравшая на естественном всплеске патриотизма в украинском обществе возложила исключительно на Владимира Путина. «Путин начал войну с Украиной, ла-ла-ла» — этот тезис прочно укоренился в головах обывателей, несмотря на явное отсутствие российских дивизий на улицах украинских городов.

Россия, исходившая из соображений безопасности государства, своих граждан и соотечественников в Крыму, после февральского переворота оказалась перед перспективой потери стратегически важной базы черноморского флота, появления у своих границ баз НАТО и полулегальных баз ультрарадикальных украинских националистов за спинами натовцев.

Необходимость противостоять этим угрозам сподвигла российское руководство на ряд шагов, так болезненно воспринятых украинским обществом. Трудно сказать принимали ли во внимание в Кремле испортившееся мнение украинских студентов, домохозяек и блоггеров относительно Путина, но очевидно, что ради сохранения Черноморского флота, обеспечения безопасности страны и предупреждения трагедии в Крыму им решили пренебречь.

Происходящие на Юго-Востоке Украины события всё сильнее вбивают клин только между Украиной и Россией, но и между украинской и российской общественностью. Противостояние на Юго-Востоке стало не только борьбой регионов за право на самоопределение, но и столкновением идеологий. Кроме украинской армии, которая горячего желания воевать не проявляет, ополченцам противостоят украинские националисты, нередко открыто использующие нацистскую атрибутику и символику, а в украинском обществе утверждается лозунг «Украина понад усе!» — калька с фашистского лозунга «Германия превыше всего!».

В этих условиях вряд ли стоит ожидать, что украинское общество придет в себя достаточно быстро, более того, умело подогреваемые пропагандой настроения в нём вероятнее всего радикализуются еще сильнее. Вина во всех экономических и политических проблемах Украины будет радостно перекладываться с украинского руководства на Путина, возведя его в ранг этакого Саурона, «величайшего врага свободных народов Средиземья свободного украинского народа».

Всё, что может Россия противопоставить настроениям еще недавно братского народа, который сделал свой шаг, разделяющий любовь и ненависть — это спокойная и последовательная защита своих интересов, граждан и тех, кто на нее надеется. За это многие Россию будут не любить, но многие будут уважать. Будем надеяться, что украинцы рано или поздно придут в себя от псевдопатриотической истерии и разберутся, что их истинные враги не россияне, и даже не Путин, а собственные олигархи, которые являются истинным источником всех их проблем и бед.